Не спешат заселяться в сданный, наконец, дом на Чуйкова в Казани обманутые дольщики ЗАО «Защита»: финансовых возможностей большинства из них хватило только на черновую отделку, ведь, чтобы достроить многоэтажку, людям пришлось скинуться еще раз.
Злополучную девятиэтажку они достраивали самостоятельно с 2007 года. Когда генеральный директор «Защиты» Алексей Казаков сообщил, что деньги у фирмы закончились, дольщики успели собрать и сдать в кассу строительной компании дополнительные пять миллионов, несмотря на то что к лету 2007 года все они оплатили свои квартиры стопроцентно.
«В ноябре объявили, что «Защита» – банкрот, и Казакова закрыли. Мы прекратили сдавать деньги в кассу компании. Открыли свой расчетный счет, и деньги стали поступать на расчетный счет товарищества собственников жилья, – рассказывает дольщица «Защиты», председатель созданного в доме ТСЖ Лилия Казакова. – Но в связи с тем, что у нас не было лицензии на строительство, мы заключили агентский договор с «Защитой» и от имени «Защиты» за свой счет стали достраивать дом. Сами искали подрядчиков, заключали договора, рассчитывались, взяли на себя охрану, оплату задолженностей по электроснабжению. У «Защиты» и её подрядчиков на тот момент набежали большие долги за свет. Вот так за два года мы тихо-тихо достроили дом».
В 2007 году не были готовы девятый этаж, кровля, коммуникации (не было ни внутренних, ни наружных сетей) – это все возводилось и проводилось за счет дополнительных средств дольщиков. У третьей секции дома отсутствовал даже восьмой этаж.
На пять миллионов, сданных еще в «Защиту», был доделан девятый этаж и частично крыша. Правда, кровлю, сетует Лилия Казакова, потом пришлось снимать и переделывать.
«И вообще на оставшиеся семь миллионов – а Казаков в 2007 году уверял, что на достройку здания необходимо собрать еще 12 миллионов рублей – сдать дом под ключ не получилось, – объясняет председатель ТСЖ. – Возникло очень много моментов, которые не учитывала первоначальная смета. Суммы были явно занижены. Потом Казаков в любом случае предъявил бы нам новый счет, сказав: «Извините, я в эту сумму не уложился». В итоге силами ТСЖ было потрачено на строительство более 18 миллионов рублей. Учитывая пять миллионов, сданных в кассу «Защиты», получается 23 миллиона».
В доме 88 квартир и 3 офиса. Полную стоимость дома Лилия Казакова озвучить не смогла. Квартиры люди покупали по разным ценам. Самые первые дольщики платили по 9 тысяч рублей за квадратный метр, следующие – по 20, 30 тысяч рублей.
Сейчас к дому подведены все коммуникации, кроме газа. Хотя договор с «Горгазом» уже заключен, многие дольщики до сих пор не прошли инструктаж.
«Как только 80% членов ТСЖ пройдут инструктаж, нас подключат, – говорит председатель товарищества. – Кроме того, в доме отсутствует горячая вода. Решение пока не включать её было принято на общем собрании жильцов. Здесь живут еще только десять процентов дольщиков. Пока 30-40% хозяев в квартиры не заселятся, нет смысла в подключении горячей воды, потому что она должна циркулировать, а где-то по стояку, например, до сих пор всего одна квартира заселена. Ориентировочно горячую воду мы подадим не раньше марта».
Столь низкий процент заселенных квартир объясняется, увы, прозаично. Люди в первую очередь несли деньги на достройку дома. Если у кого-то были отложены какие-то сбережения, все ушли на строительство. На эти деньги дольщики давно могли сделать ремонт. Но, увы, в большинстве квартир до сих пор имеется только черновая отделка. Голые оштукатуренные стены. Даже стяжку полов в квартирах ТСЖ не делало.
«У нас есть также недобросовестные дольщики, которые до сегодняшнего дня не внесли дополнительные средства, – говорит Лилия Казакова. – Они считают, что дом им были должны достроить «Защита» или город. Поэтому у нас до сих пор имеется долг перед подрядчиками. Пять человек категорически не хотят платить. Мы с ними судимся, есть решения суда в нашу пользу. Но взыскание средств – это дело времени».
Эти пятеро дольщиков задолжали в общей сложности порядка миллиона. По злой иронии их заселение в долгожданные квартиры зависит от «Защиты», на балансе которой находится дом. Компания может попросту не выдать дольщикам акты приемки, и они не смогут зарегистрировать квартиру как собственность.