Создать новую структуру, контролирующую безопасность дорожного движения, предлагают депутаты Государственной думы. По мнению народных избранников, вся работа, связанная с транспортной сферой, должна быть сосредоточена в одних руках. Что станет с ГИБДД, пока не ясно. Вполне возможно, что функции инспекции просто расширят.
«Контролем должна заниматься отдельная служба, – выразил свое мнение председатель комитета по транспорту Государственной думы РФ Сергей Шишкарев. – Сегодня ничего кардинального по улучшению ситуации на дорогах не происходит. Я считаю, что должен быть создан единый орган, который занимался бы всей сферой дорожного движения, – вплоть до взимания штрафов».
Вопрос, конечно, интересный. Разговоры о реформировании ГИБДД ведутся уже давно. Только результатов пока нет – в рядах милиционеров нет интереса к выполнению задач по предупреждению нарушений ПДД, зато карательная функция на дорогах – обычное явление. В то же время, кроме них, за порядком следить больше некому. Если новую структуру создадут, что станет со старой?
«Это все только разговоры и перестановки в верхах, – комментирует начальник УГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов, – а реальную работу на улицах кто будет делать? Мы же и будем, а вы как хотели? Вообще я могу предложить создать эту новую структуру как раз на базе ГИБДД. Таким образом получится решить сразу много вопросов».
О том, что реформа назрела, говорят многие. Но как это сделать без ущерба для людей, никто пока не знает. Не хочется получить в результате реформирования еще одного монстра – министерство по «контролю за контролем». А справятся ли чиновники с тем объемом работ, который сейчас поделен между шестью ведомствами? ГИБДД МВД занимается безопасностью и порядком на дорогах, Минтранс непосредственно решает вопросы транспорта, перевозок, доступности населенных пунктов, да и за состоянием дорог смотрит. МЧС, Минздравсоцразвития занимаются вопросами сохранения жизни и здоровья водителей, предотвращают трагедии, Минобразования воспитывает водителей и разрабатывает учебные планы для автошкол, а Министерство регионального развития пытается всеми руководить.
«Прежде чем оценивать целесообразность создания нового ведомства, хорошо бы ознакомиться с текстом документа, – говорит генеральный директор компании СК «ЧерновЪ и Партнеры» Александр Чернов. – А вообще, реформа в ГАИ нужна уже давно. Конечно, с созданием нового ведомства появятся новые сотрудники, а увеличение числа чиновников – это лишняя нагрузка на бюджет».
Как пояснил аналитик, положительные стороны тоже есть: любая реформа тем и хороша, что она разрушит сложившуюся систему, в которой (и это ни для кого не секрет!) процветает коррупция. Она перенаправит потоки денежных средств (штрафов, дорожных налогов, средств федерального и регионального бюджетов).
«Так что к такой инициативе я отношусь только положительно, – заявляет Александр Анатольевич. – Другое дело, в каком виде этот закон будет принят – тут я бы рекомендовал привлечь к обсуждению самых разных специалистов – экспертов в области дорожного строительства, юристов, чиновников и представителей общественных организаций водителей. А самое главное – как это будет реализовано – ведь нередко у нас хорошие инициативы застревают на этапе исполнения».
Росгосстрах в прошлом году проводил опрос общественного мнения по поводу работы некоторых министерств. 70 процентов водителей деятельность ГИБДД оценили «нейтрально» и даже «позитивно». То есть как бы ни кивали на них, что и взяточничество там, и несправедливость, на дороге реально только они и работают. А тогда какой смысл их упразднять?
«Сомневаюсь, что их упразднят, – признается начальник юридического отдела ВОА Татьяна Кулагина. – Кто тогда вообще будет работать? Вообще создается ощущение, что в правительстве у нас паника – настолько быстро и несообразно меняются направления внутренней политики и законы. Если от этих нововведений будет польза, то я всегда за».