Ежегодный рейтинг популярности автомобилей опубликовал комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ. По сравнению с прошлым годом ничего кардинально не изменилось как в целом по стране, так и у нас в Татарстане: первую строчку по-прежнему занимает отечественный «несгибаемый» бренд «Лада». И хотя, судя по таблице, процент продаж по сравнению с прошлым годом упал чуть ли не на половину, количество востребованных машин у АвтоВАЗа все равно больше, чем у конкурентов.
Среди моделей легковых автомобилей лидеры все те же – это четыре семейства Lada, а также Ford Focus, Chevrolet Lacetti и Renault Logan. Только очередность в рейтинге иномарок теперь другая. Продажи упали у всех моделей, но лидером стал московский Logan. За ним идет питерский Ford, и замыкает тройку калининградский Lacetti. Более того, продажи Logan идут так успешно, что в ноябре они выросли по сравнению с ноябрем прошлого года и Logan по продажам ноября 2009 года обогнал даже Lada Kalina и «Жигули» ВАЗ-2105/07. Таким образом, борьба за звание «народный» ведется теперь между Logan, Focus и Lacetti. И если сравнивать, не глядя на «классность», то здесь «толкаются» Getz, Matiz, и Chevrolet Lanos.
Кстати, «народные» не значит только дешевые. Минимальная цена Getz в салонах почти 300 тысяч, у Matiz она начинается от 170 тысяч, Lanos предлагают за 219 тысяч рублей, а Focus обойдется покупателям почти в полмиллиона.
«Уже не первый год наша компания занимает первые строчки рейтинга благодаря автомобилю номер один – Ford Focus, – говорит руководитель департамента «Форд» группы компаний ТТС. – Самое главное, что привлекает в нем клиентов, это цена и качество. Создан он был на очень удачной базе Volvo S40. Так как их делают практически полностью во Всеволожске, кроме нескольких ключевых узлов, это дает возможность держать цену в очень низком диапазоне. Свою роль сыграло и то, что мы попали с ним в программу государственного льготного кредитования. Кстати, если туда попадет Mondeo, то мы вообще всех конкурентов оставим далеко позади – сейчас популярность этой модели только нарастает. В наших планах – наращивать присутствие на рынке. Могу заранее сказать, что после нового года мы первыми станем продавать автомобили 10 года по низким ценам. Это стало возможным, потому что развиваются мощности российских сборочных заводов. Сразу отпадает вопрос о таможенных пошлинах и ряде других затрат. Что касается количества, то по Казани сейчас ездят около восьми тысяч автомобилей Ford. Думаю, что большего количества нет ни у одной другой марки».
В ноябре прошлого года было продано более 23 тыс. «классики», что в 2,5 раза больше ближайшего конкурента. В ноябре 2009 года ситуация другая – всего 4860 проданных автомобилей самой старой модели российского рынка. Так вот, продажи Lada 4x4 растут как по результатам 11 месяцев 2009 года, так и по результатам ноября. Еще одной сенсацией года стали продажи паркетника KIA Sportage – они выросли почти в два раза. Теперь KIA Sportage находится на третьем месте среди SUV, которые занимают места с 21 по 25 в списке самых продаваемых автомобилей. Лидером сегмента по-прежнему остается Nissan Qashqai. В A-классе остается первым Daewoo Matiz. В B-классе по-прежнему лучший Hyundai Getz, вторым идет Chevrolet Aveo.
«Я думаю, что высокие позиции в рейтинге объясняются переменой политики бренда, – говорит менеджер салона Hyundai компании «Акос» Михаил Астафьев. – Внедрение новых технологий и увеличение разнообразия предложений по моделям на фоне лишь небольшого повышения цен привлекают немало клиентов. Самые продаваемые, это, конечно, Getz и Tucson. Каждый в своем классе достиг буквально всенародной любви. Сейчас на фоне кризиса люди стали обращать внимание не только на бренды, тем более что технологии развиты настолько, что разница в моделях одного класса практически нивелируется. Ну а долговечность и практичность и раньше ценились и, думаю, еще долго будут пользоваться спросом у населения».
Резкое снижение продаж коснулось почти всех компаний. Особенно досталось японским производителям: им пришлось существенно поднимать цены на свою продукцию, по-видимому, из-за разницы в курсах доллара и йены. В результате снижение продаж в 2009 году у Honda, Toyota и Mitsubishi составило 72%, 64% и 63% соответственно. Компания Toyota потеряла две позиции в рейтинге, теперь она только шестая, Mitsubishi стала 11, а Honda с 13 места ушла на 19. У других японских производителей – Nissan, Subaru и Mazda – дела получше, но все равно минус 56%, 57% и 59% соответственно.
Нелегко также пришлось Opel (снижение на 64%) и Hyundai (-64%). С Opel понятно – там смена руководства и бесконечные ожидания перемен сильно повлияли на продажи. Похожие процессы волновали Volvo и Saab, несмотря на относительно стабильное положение премиум-марок, падение продаж все же случилось – на 66% и 71% соответственно. Неважно отработал в уходящем году Chrysler: если брать все три американские марки, принадлежащие к Chrysler Group, то падение продаж за 11 месяцев 2009 года составило для них 86%. Исключение лишь одно – Hummer. Сборка в Калининграде и снижение цен привели к росту продаж этих громил на 74%. Еще одна компания, которой удалось в кризисный год показать выдающийся результат, – Citroen (рост 6%). Citroen обогнал в этом году Mercedes-Benz, Subaru, Land Rover и еще несколько компаний и поднялся в табели о рангах на российском рынке с 31 на 23 место.
В ноябре выросли продажи еще у нескольких премиум-брендов: Mercedes-Benz, MINI, Porsche, Cadillac – похоже, дела у российского бизнеса пошли на лад, раз россияне снова начали покупать дорогие автомобили. В целом результаты ноября не очень хороши, и остается надеяться на традиционный всплеск продаж в декабре. В последний месяц года всегда активизируются и покупатели, и продавцы.
Появились в России и три новые марки автомобилей, которые с первого года вышли на неплохой уровень продаж. Это марки Tagaz и Vortex из Таганрога. Здесь раньше работали на Hyundai, а теперь делают лицензионные и собственные модели.
Таблица рейтинга (doc-файл, 53 Кбайта)