Бесконечный поток жалоб на действия «гаишников с мигалками» возымел свое действие. Сегодня УГИБДД дало объяснение тому, для чего по улицам города утром и вечером разъезжают колонны авто из нескольких экипажей и штрафуют водителей, которые не смогли вовремя уступить им дорогу. Кто прав в этой ситуации, разбирался корреспондент 116.ru.
14 тысяч 629 оштрафованных водителей за 11 месяцев, из них 102 человека лишились водительских удостоверений – таков итог проводимого ГИБДД мероприятия «Уступи дорогу». Причем сколько водителей были наказаны только за то, что не нашли в потоке утренних машин «лазейки» для перестроения, статистика не указывает. Сколько аварий произошло при попытке втиснуться в соседний ряд, тоже.
Напомним, что с начала этого года казанские водители утром и вечером вынуждены нервно поглядывать в зеркала заднего вида на предмет обнаружения подлетающей и сверкающей красно-синими огнями колонны. Согласно пункту правил 3.2. при приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить ему дорогу. Есть от чего нервничать: за нарушение требования (по ст. 12.17 ч.2 КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.
«Действия сотрудников ГИБДД, сопряженные с движением транспортных средств с включенными специальными сигналами, производятся с целью контроля за соблюдением участниками дорожного движения правил, регламентирующих расположение транспортных средств на проезжей части, – объясняет поведение подчиненных начальник отдела ДПС и розыска УГИБДД МВД по РТ Александр Разумнов. – Основной задачей профилактических мероприятий является обеспечение сохранения свободной крайней левой полосы, что необходимо для беспрепятственного проезда автомобилей оперативных и специальных служб, облегчения обгона для быстроходной части транспортного потока, а также для создания необходимых условий для выполнения поворотов налево и разворотов».
Но у нас в городе три полосы не везде есть, про четыре вообще молчим. А ведь в пункте 9.4. написано черным по белому: в населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все заняты, менять ее разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. Выезжать на левую полосу не рекомендуется вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч.
«А они имеют вообще право без нужды носиться с маячками и провоцировать аварийные ситуации? – удивляется юрист Михаил Романов. – Профилактические мероприятия – это объяснение детям в школах, почему нельзя перебегать дороги, а использование маячков регламентировано законом. Грубо говоря, если экипажи выполняли бы неотложное задание, то не останавливались бы штрафовать. Во всех остальных случаях инспекторы ДПС не имеют права включать проблесковый маячок, так как он по умолчанию дает приоритет, а это противоречит пункту 3.1, где сказано, что приоритет дается только при выполнении неотложных заданий».
Как пояснил Михаил, скорость реагирования водителя на проблесковый маячок и спецсигнал правилами не оговорена. Включенный поворотник извещает о том, что автомобилист намерен уступить, то есть он уже выполнил требования ПДД, а так как дальнейший маневр не должен быть опасен для других участников дорожного движения, он выбирает время для перестроения в зависимости от ситуации на дороге.
Получается, что гаишники тренируют казанских водителей так, как доктор Павлов своих собак – вспыхивающими лампочками. И ничего, что при этом они никаких неотложных заданий не выполняют. Ничего, что тем самым, безо всякой на то причины, на дороге создаются аварийные ситуации.
«Такая тренировка и есть служебное задание, которое инспекторы получают на разводе, – поясняет позицию ГИБДД ее глава Рифкат Минниханов. – Другое дело, чтобы они вели колонну таким образом, чтобы не создавать проблемы водителям искусственно. Не штрафовать огульно, а только если водитель сознательно не уступает. Для того чтобы ни у кого не оставалось сомнений, в каждой машине при проведении таких действий установлена следящая камера, где видно, имел ли водитель возможность уступить или нет».
Но служебное задание это одно, а неотложное – совсем другое дело. Почему ДПС занимается дрессировкой, провоцируя водителей на нарушения ПДД и создание аварийных ситуаций. Вопрос повис в воздухе.
Тем не менее, если водители не согласны с решением инспектора, это всегда можно выразить в установленном административным законодательством порядке.