Резкие морозы принесли казанским водителям не только проблемы с утренним запуском – количество ДТП за последние дни хоть немного, но увеличилось. А долгое ожидание инспекторов на морозе при неработающем двигателе может привести к обморожениям. Если же двигатель заглох далеко от населенных пунктов, возможна даже гибель водителя и пассажиров.
Общее количество машин на дороге снизилось – часть автовладельцев предпочла не выезжать, да и машины в минус 30о С элементарно «застыли». Причиной ДТП в эти дни чаще всего становится ухудшение видимости – в машинах замерзают стекла, а на дороге «все в дыму» – выхлоп превращается в белое облако, плотно окутывающее автомобили, особенно на перекрестках.
«С понижением температуры наблюдается незначительный рост мелких ДТП примерно на 9%, – говорит замначальника отдела ДПС и розыска УГИБДД МВД по РТ подполковник милиции Андрей Кислицын. – Это связано с увеличением мелких аварий, возникающих, как правило, при попытке завести транспортное средство при помощи буксира при отсутствии достаточных навыков в условиях недостаточной видимости ввиду замерзания стекол буксируемого автомобиля, неэффективности тормозной системы и гидравлики при заглушенном двигателе и низких температурах».
Андрей Кислицын пояснил, что из-за сниженной плотности транспортного потока водители увеличивают скорость движения. А на вымерзшем асфальте, да с замерзшей в кол резиной тормозной путь увеличивается в разы. Водители просто не могут это учесть в силу отсутствия необходимого опыта. Число ДТП растет. Кроме того, низкая температура способствует образованию концентрированного облака из выхлопных газов, что создает недостаточную видимость.
«В связи с таким положением дел УГИБДД МВД по РТ направило руководителям подразделений республиканской Госавтоинспекции указание стараться не допускать чрезвычайных ситуаций на дорогах, – продолжает Кислицын. – Сотрудникам ГИБДД предписывается оказывать содействие и помощь водителям неисправных транспортных средств, производить опрос водителей в стоящих авто с целью выяснения вопроса, не нужна ли помощь. Кроме того, патрулирование дорог будет более плотным – каждый час объезд территории и маршрута. Ну а в случае своевременного информирования о ДТП из-за особой плотности нарядов и постов инспекторы успевают приехать на место аварии задолго до того, как люди там начнут замерзать».
Врачи советуют отказаться от поездок за город во время морозов – в ветреную погоду и подавно. Но если выезд неизбежен, лучше всего к нему тщательно подготовиться.
«Чтобы избежать обморожений, необходимо в холодную погоду надевать соответственно теплую, нетесную одежду, правильно подобранную, утепленную обувь, – рассказывает врач поисково спасательной службы Анатолий Мельник. – Она должна быть сухой, не тесной, теплой, желательно не проницаемой для воды. В сильный мороз требуются уже валенки (Иметь в машине. – прим. автора), шерстяные носки или чулки. Ноги должны быть теплыми, сухими, чистыми, иными словами, если обувь и одежда надежно длительное время защищают от холода, бояться нечего».
По словам Анатолия Антоновича, мнение, что мази предупреждают отморожения, например, гусиный жир, ошибочно. Жиры, пропитывая кожу, делают ее теплопроводность выше, тем самым способствуя переохлаждению.
«Есть еще такое явление, как ознобление – фактически хроническое отморожение первой степени, – говорит врач. – Оно возникает при нахождении на улице в холодную сырую погоду или в сырых помещениях, при ношении тесной неутепленной обуви. Чтобы избежать этого, необходимо хотя бы двигаться. А лучше – найти теплое помещение. По нашим нормативам в морозы даже пассажиры на остановках транспорта не должны стоять больше 10 минут».
В городе проще – здесь есть относительно теплые подъезды, магазины, служба такси, в конце концов. На трассе ситуация более напряженная.
«Исправный двигатель, работающая печка, запаска, запчасти, инструменты, туристский примус, электрический фонарь, лопата, ломик, топор (настоящий), ножовка по дереву – тот необходимый зимой минимум, который поможет выжить в мороз на ветру, – говорит начальник общественного спасательного отряда МЧС Эдуард Сабиров. – Кроме того, возьмите добротную меховую одежду, теплую с высоким голенищем обувь, шерстяные носки, одеяло, тулуп, рукавицы, дополнительную пару шерстяных перчаток, носков. Термос с горячим крепким сладким чаем, кофе. Не забудьте взять в дорогу несколько коробков спичек, пару газовых зажигалок. В случае аварии обозначайте машину на трассе, включите аварийку и ждите. Если двигатель заглох, а помощь придет нескоро, то лучше добраться до теплого помещения самостоятельно – поймать попутную машину, доехать до мотеля или заправки, вызвать спасателей, родственников. Если вы совсем в «глухом углу», звоните в МЧС, там всегда помогут».
Кстати, за эти дни сотрудники МЧС провели несколько спасательных операций на трассе М-7. В результате от холодной смерти было спасено 16 человек. Еще один пока считается пропавшим без вести.