Школьные автобусы в Татарстане в ближайшее время оборудуют алкозамками. Эта мера позволит избежать выезда на маршрут водителей, употребивших нечто горячительное. Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ и российский союз страховщиков обкатают новую методику обеспечения безопасности сначала на нашем регионе, после чего она будет распространена по России.
Делегация из Татарстана во главе с заместителем министра транспорта и дорожного хозяйства республики Азатом Галиахметовым вернулась из Швеции с хорошими новостями. Нашим удалось договориться о покупке нескольких десятков алкозамков с возможностью интеграции их в систему спутниковой навигации и познакомиться с уникальной программой «0» (ноль), принятой в Швеции. Шведы же были удивлены идеей объединения показаний всех датчиков. До этого они ставили на свои машины что-то одно: или тахограф, или навигатор, или алкозамок. О том, что все эти приборы можно совместить в единую систему, рассказали им наши специалисты.
Кстати, в прошлом году по вине нетрезвых водителей произошло 388 аварий, в которых погибли 66 человек и пострадали 621. В течение года инспекторы задерживают около 30 тысяч водителей легковушек и 100 водителей автобусов, находящихся за рулем в нетрезвом виде.
«Идеей внедрения таких систем на транспорте не только мы заинтересовались, но и Союз автостраховщиков РСА, – говорит начальник отдела технического надзора и регистрационной работы УГИБДД МВД по РТ Радик Рамазанов. – Как раз они и организовали поездку. В рамках соглашения между ними и нашим правительством запланировано тестирование систем тахографов, видеофиксации внутри салонов автобусов, алкозамки и еще некоторые системы безопасности. Татарстан был выбран как успешно развивающийся регион с системой диспетчеризации и контроля за передвижением автомобилей».
Как рассказал Радик Рамазанов, первое, что приходит в голову при виде прибора, – несколько способов обмана. Водители уже высказывали предположения, что попросить «дыхнуть» в трубочку можно любого заведомо трезвого человека. Или «кормить» прибор заранее припасенным воздухом из воздушного шарика. Способов много. Но это если он не совмещен с системой навигации, когда диспетчер с целью контроля состояния водителя может попросить его подуть в трубочку в любой момент времени. На скорости 60 км/час будет не до поиска подходящей трезвой кандидатуры.
«Сначала такие алкозамки мы поставим на общественный транспорт и машины скорой медицинской помощи, – делится планами начальник УГИБДД МВД по Татарстану
Рифкат Минниханов. – Потом возьмемся и за автомобилистов. Будем рекомендовать установку алкозамков на каждую машину».
Принцип действия системы блокировки двигателя алкозамком достаточно прост: после поворота ключа в замке зажигания включается бортовая сеть – прибор готов к работе. Водитель дует через трубку, и аппарат измеряет содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе. При отсутствии паров спирта на дисплее появляется соответствующее сообщение, и тогда можно заводить авто. Если алкоголь обнаружен, система заблокирует двигатель.
Пока работа в этом направлении ведется в стенах Министерства транспорта, но в городе уже ждут результатов эксперимента.
Председатель комитета по транспорту Айдар Абдулхаков так обозначил сложившуюся ситуацию: «Если такие приборы начнут внедрять на общественном транспорте, то мы только за».
Однако до массового использования блокираторов пока дело не дошло – их поставят на школьные автобусы. Такое решение было продиктовано вполне понятными причинами: на селе мало кто проверяет водителей перед рейсом, да и ставят водители машины на ночь возле дома. Если эксперимент удастся, то алкозамки будут установлены на весь общественный транспорт.