Лишил прав водителя за плохо читаемые номера суд Советского района Казани. Решение о том, что номерные знаки фальшивые, было принято без проведения какой-либо экспертизы. Служители Фемиды не приняли во внимание и очевидные «нестыковки» в действиях инспектора ГИБДД. И хотя абсурдность решения очевидна, пока оно остается в силе.
Неприятности с автомобилем начались еще в январе прошлого года, когда владелец ВАЗ-2114 Радик Гильмутдинов попал в небольшую аварию. Сильно машина не пострадала, но передний номер оказался помят. Исправив машину и повесив чуть покоробленный номер на место, хозяин 14-й продолжил эксплуатацию авто. За рулем этой машины с тех пор был его сын, который устроился работать водителем. Проездив практически полгода безо всяких проблем, 22 октября Эдуард Гильмутдинов «попался». На улице Зорге его остановили для проверки документов, и инспектор задал вопрос по поводу погнутого номерного знака.
С этого момента проблемы понеслись, как снежный ком. Эдуард, не ожидавший вопроса, замялся, попытался объяснить, что машина после аварии, но понят не был. Инспектор составил протокол административного правонарушения и свинтил номерные знаки. И все бы в этой истории могло бы закончиться мизерным штрафом (согласно ПДД и Кодексу административных правонарушений за эксплуатацию автомобиля с нечитаемыми номерами владелец подвергается штрафу в размере 100 рублей), но вмешался случай.
В тот день в Казань приезжал президент России Дмитрий Медведев, и как говорили сами инспекторы, им было указано «свыше» максимально освободить улицы от автомобилей. Соответственно все сотрудники милиции и ГИБДД находились на взводе и «вершили закон» направо и налево.
«Это все очень неприятно осознавать, но от фактов никуда не денешься, все действия инспекторов производились с нарушениями Административного кодекса, – рассказывает Эдуард Гильмутдинов. – По всей видимости, меня остановили за тонировку. Сразу обратили внимание на номера. 100 рублей штрафа с тебя, сказал тогда инспектор. Но подошедшие еще двое начали разговор о том, что я специально все так сделал. Поэтому в протоколе так и написали – подлог. А потом свинтили номера и разошлись. Только кинули мне фразу, чтоб завтра явился в управление на разбор».
По словам Эдуарда, его отец, владелец машины, услышав о массовом свинчивании номеров в честь приезда президента, решил пойти в ГАИ в понедельник. «Он услышал по телевизору новости, что в понедельник всем номера отдадут обратно», – пояснил Эдуард. Однако в понедельник, то есть через пять дней, дело было передано в суд.
Мировой судья Советского района не стал заморачиваться разбирательством, и на основании протокола водитель машины был признан виновным в изготовлении подложных номерных знаков. Никакие доводы защитника интересов Эдуарда во внимание приняты не были, экспертиза госномера, соответственно, тоже не проводилась. То есть никаких доказательств того, что водитель подделал или изготовил в кустарных условиях номерной знак, попросту нет.
«Фактически вина водителя в этом случае установлена протоколом, который согласно КРФ об АП не может быть доказательством без учета всех обстоятельств, – говорит юрист Руслан Борзыкин. – Протокол фиксирует лишь вменяемое правонарушение, а не сам факт правонарушения, в связи с чем не является доказательством административного правонарушения и должен рассматриваться в комплексе с другими доказательствами по делу».
Юрист пояснил, что рассматривая это дело, суд не указал на то, что в протоколе об административном правонарушении допущен ряд грубейших процессуальных ошибок, на основании которых такой документ должен быть направлен на устранение недостатков. Или даже быть исключен из материалов дела.
«Мало того, в данном случае постановление суда противоречит не только КоАП РФ, но и Конституции РФ, статье 49, – считает Борзыкин. – Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, говорится в Конституции. Кроме того, там же указано, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого».
По всей видимости, неустранимых сомнений у судьи не было. Только так можно объяснить то, что решение принималось без доказательств, без учета грубейших нарушений процессуальных действий, и вообще, вопреки здравому смыслу. Остается сказать, что пострадавший водитель и его защитники надеются добиться справедливости, обратившись в Верховный суд Татарстана.
116.ru будет следить за дальнейшим развитием событий.