Объединить всех таксистов в одну ассоциацию и устранить недостатки качества обслуживания пассажиров решили чиновники миндортранса республики. Первое предложение одной из транспортных фирм РТ будет рассмотрено в среду, 2 декабря. Задача состоит в том, чтобы все работающие в Казани частные компании перевозчиков «привести к одному знаменателю», то есть выровнять по качественному признаку. При этом государственное регулирование рыночных процессов исключается. По крайней мере так заявляют представители министерства транспорта.
Слухи о том, что «таксобизнес» хотят «прибрать к рукам», стали распространяться не так давно. Но мысль о том, что скоро по городу наряду с «красными автобусами» станут курсировать «красные такси» с «зеленым глазом», особого энтузиазма не вызвала. Почему-то сразу представляется разваливающийся на ходу экипаж с золотозубым, небритым гастарбайтером внутри и дежурный вопрос: «Садись, довезу, дорогу покажешь?»
«То, что всех таксистов хотят объединить в ассоциацию и установить единое руководство, всем уже известно, – говорит руководитель частного таксомоторного предприятия Рамиль Каримов. – Не самая лучшая идея, тем более что ничего, кроме вреда, она не принесет: рынок подчиняется своим собственным законам, выживает тот, кто предоставляет качественные услуги. Вот у нас, например, уже давно установлены таксометры, которые фиксируют количество километров, которые проехал клиент. При этом неважно, в пробке ты стоишь или едешь по трассе – платишь только за расстояние. С прежними советскими фильмами с такси, когда счетчик щелкал и у стоящей машины, ничего общего. А если не будет конкуренции, если всех обяжут ездить на закупленных в Китае авто, то не ждите, что за руль будут садиться опытные профессиональные водители. А со случайными людьми о какой безопасности может быть речь?»
По словам Рамиля Каримова, на сегодняшний день в Казани конкуренция идет уже между службами такси. «Бомбилы» проигрывают и по цене, и по сервису. Такого же мнения придерживается и владелец еще одной службы такси Олег Абдульменев. Он также не видит смысла в том, чтобы всех завести под одну «крышу».
«Такси все разные, причем каждое частное предприятие специализировано больше на чем-то одном, – рассказывает Абдульменев. – Кто-то на иномарках ездит, а кто-то на «окуриках». Где-то возят детей, а где-то – мусульман. Поэтому и способы расчета и оплаты разные. Кто-то берет фиксированную сумму, которая заранее вычислена и лежит перед глазами диспетчера, кто-то берет порайонно, а кто-то и счетчик крутит. К одному знаменателю прийти невозможно».
«Государственного регулирования рынка услуг частных такси не будет, не для того задумана ассоциация, – заверил корреспондента 116.ru начальник управления транспорта министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Артур Насрутдинов. – Тем не менее ассоциация будет создана для того, чтобы помочь частникам обеспечить требования безопасности пассажиров и качество их обслуживания на должном уровне. Сейчас эти требования соблюдают не все таксисты. А у нас на носу Универсиада, когда востребованность этого вида транспорта будет максимальной. В среду мы рассмотрим одно из предложений, которое призвано обеспечить минимальное время подъезда такси к клиенту и отслеживать местоположение машины на местности. Что касается рынка частного извоза, то здесь наша позиция однозначна: государство в рыночные отношения вмешиваться не должно».
Каким образом и на какой основе будет создана ассоциация, пока никто не знает. Это должны будут определить перевозчики. Если все обстоит так, как рассказали в министерстве, то пугаться нечего – при одинаковом качестве обслуживания бороться за клиента таксисты будут снижением цен. Это не может не радовать. Но риск, что получится «как всегда», все же остается.
«Лучше собраться после нового года, – считает руководитель компании по доставке VIP-пассажиров Васил Нигматуллин. – Культуру обслуживания действительно надо поднимать. А как-то воздействовать на этот рынок все равно не получится. Частник как был, так и останется, и если с налогами все в порядке – его никто не остановит».