Как бы ни ругали автолюбители продукцию отечественного автопрома, стоит признать, что вазовский конструкторский центр всегда шагал в ногу со временем, а иногда даже на четверть шага и опережал. Но неторопливость в принятии решений о внедрении той или иной модели ВАЗа в серийное производство превращала проекты в долгострой, а потом они и вовсе забывались.
При этом процесс усовершенствования вазовских моделей никогда не останавливался. Может, дело как раз в этом? Пока мы занимались улучшениями старого, мировые автогиганты создавали новые поколения автомобилей. За 20 лет советского периода существования завода самостоятельно были сконструированы и доведены до производства ВАЗ-2121 «Нива» (1977), ВАЗ-2108 «Самара» (1984) и ВАЗ-1111 «Ока» (первый показ – июнь 1987 года). Но в то же время в недрах завода разрабатывались совершенно разные машины. Даже электромобили и машины на водороде умудрялись делать! В конце 80-х по территории завода бегали электрокары «Пони». Сейчас в заводском музее пылится «Антэл» – «Нива» с электрохимическим генератором, где из водорода и кислорода вырабатывается электроэнергия для двигателя. «Гном», «Гольф», «Эльф», «Пони», «Рапан», «Силуэт», «Родстер» – вот немногие из воплощенных в металле задумок инженеров и дизайнеров ВАЗа. Некоторые проекты так и остались в макетах, некоторым была уготована участь стать единственными среди конвейерных близняшек. Те же, что были наиболее «приближенными к реальности», постепенно упрощались, «выглаживались» и, наконец, одобренные технической комиссией, доходили до производства.
Почему же не все автомобили идут в серийное производство? Ведущий инженер предприятия Алексей Зимин так ответил на этот вопрос: «Для того чтобы машина стала выпускаться, все ее узлы и детали кузова должны быть максимально удобными для производства». То есть, по сути, делают только то, что подешевле. То же касается и двигателей на водороде. Как считают специалисты, главным препятствием на этом пути остаются высокая стоимость как двигательной установки, так и самого водорода. Нет также инфраструктуры заправочных и сервисных станций для таких машин. Поэтому говорить о серийном производстве не приходится.
В то же время на базе уже существующих моделей дочерние подразделения Волжского автозавода производят порядка 20 тысяч очень даже эксклюзивных автомобилей, выпускаемых мелкосерийными партиями. Причем они порой столь разительно отличаются от основной продукции головного предприятия, что невольно закрадывается в голову мысль: «Ведь могут же»!
Хотя эти модели выпускаются на основе поставляемых АвтоВАЗом машинокомплектов, мелкосерийные машины одновременно обладают по-особенному специфическими, а иногда и уникальными потребительскими качествами.
Таковы, например, автомобили повышенной защищенности от тольяттинской фирмы «Бронто». Это инкассаторские броневики на базе Lada Niva, способные выдержать выстрелы из автомата Калашникова. Бронтовские же болотоходы «Марш» одновременно обладают не только суперпроходимостью, но и способны плавать. Есть в модельном ряду и электромобиль, построенный на основе узлов автомобилей Lada.
Если потребителю не требуется ездить по тундре, льдам и болотам, но груз доставить все же надо, пикапы, которые выпускает тольяттинская фирма «ВАЗинтерсСервис», вполне подойдут. Они имеют полурамную компоновку: грузовая платформа располагается на подрессоренной раме, которая соединена с двух- или пятиместной кабиной. Всего в модельном ряду компании пять грузовых машинок на базе Lada 2105, Lada Samara и Lada Niva.
Самый крупный изготовитель мелкосерийных Lada – опытно-промышленное производство самого завода. Здесь выпускаются пятидверные версии Lada Niva, автомобили Lada 110 Т (с оригинальными экстерьером и интерьером).
Как по секрету рассказал представитель завода, сейчас в заводских КБ разрабатывают новые эксклюзивные модели, не похожие на прежние. Официально же объявляют только о том, что уже подписано к производству. Например, сейчас завод готовит кроссовер Lada 2119. Предполагается, что выпуск не имеющего аналогов среди продукции российских автозаводов автомобиля начнется в 2011 году с выходом на проектную мощность в 2014 году.
Что касается «стареньких» Lada Kalina и Priora, то их обновят – поставят новую коробку-автомат. Причем будет она сначала от Renault-Nissan. Кстати, президент АвтоВАЗа Игорь Комаров назвал это «заимствованием». Параллельно и свою АКПП доведут «до ума». Наши «автоматы» Kate будут производиться под Калининградом. Это будет семиступенчатая трансмиссия без гидротрансформаторов, но с запатентованной кинематической схемой.
Но это дела будущие, а что касается прошлого, то когда глядишь на фотографии необычных вазовских машин, начинаешь ощущать некоторый дискомфорт. Как будто что-то упущено, не сделано.