Отказаться от альтернативных бесплатных дорог при строительстве платных автобанов предложил глава Минтранса РФ Игорь Левитин. Таким образом он поддержал парадоксальное решение Минэкономразвития, нарушающее конституционные права россиян.
В том, что предложение Минэкономразвития лишает граждан права свободного передвижения, а также нарушает закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», никто из депутатов не сомневается. Однако сторонники отмены бесплатного проезда предпочитают заострять внимание не на юридических тонкостях, а на экономических аспектах проблемы.
В Китае общая протяженность сети автодорог – 1,9 млн км, из которых 133 тыс. км приходится на платные. Плата за проезд там составляет от 4,2 цента США за 1 км до 10 центов за 1 км для легковых автомобилей. Для грузовых автомобилей тарифы сопоставимы с величиной сборов, установленной, например, в Германии, – 0,12-0,21 долл. за 1 км. Для того чтобы добраться из Пекина до Фучжоу (на юго-востоке Китая), за проезд легкового автомобиля придется заплатить около 1600 юаней, что почти соответствует стоимости авиабилета на это же направление.
Идея строить платные дороги без какой-либо бесплатной альтернативы пришла в голову замглавы Минэкономразвития РФ Андрею Клепачу. По его замыслу, большая часть федеральных дорог должна стать платной. «Мы хотим сделать механизм платности более гибким, чтобы отпала надобность в альтернативных дорогах, – сказал Клепач в интервью ПРАЙМ-ТАСС. – Таким образом, можно будет большую часть магистральных трасс перевести в категорию платных».
Глава Минтранса РФ Игорь Левитин по этому поводу высказался таким образом: «Мы поддерживаем отмену альтернативности платных дорог. Каждый случай будет рассматриваться отдельно, но в целом мы не против этого». А в качестве примера он привел опыт Китая и Казахстана. В Китае строят дороги двух типов: «правительственные» и «коммерческие». Первые эксплуатируют как платные 15 лет, вторые, построенные на деньги частного капитала, – 25, потом все они становятся бесплатными.
Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина отмечает, что уровень развития дорог по нашей стране, наоборот, очень низкий, и поэтому надо поддержать отрасль. По ее словам, «никто не мешает нам построить бесплатную дорогу потом, когда появятся средства».
Невероятно трудно поверить в это утверждение. Неужели кто-то будет строить бесплатную дорогу параллельно платной? Картина рисуется вполне определенная – однажды утром мы проснемся, а все дороги уже за деньги. А вообще, легкость, с которой чиновники манипулируют законом, Конституцией, мягко говоря, настораживает. В развитых странах конституция неприкосновенна.
Если закон примут, больше всех от этого выиграет госкомпания «Росавтодор», которую правительство создало летом этого года. «Росавтодору» как раз сейчас передается в доверительное управление 18,3 тысячи км автодорог федерального значения, из них 6,1 тысячи км предназначены для создания сети магистралей и скоростных дорог, а 12,2 тыс. км – для ремонта и улучшения состояния. Для реализации всех проектов строительства дорог требуется 1 триллион долларов. По прогнозам экспертов, правительство вложит в строительство 50-100 миллиардов рублей. Да, не долларов. Так вот остальную сумму «Росавтодор» и планирует собрать с автомобилистов. А в этом случае бесплатные дороги будут только мешать – оттягивать на себя гарантированных плательщиков. То есть нас с вами. Получается, что простые автомобилисты опять в проигрыше.
«Мы пришли к выводу, что такой закон непременно примут, – считает юрист компании «Автоэксперт» Руслан Борзыкин. – Тем более если замешаны такие огромные суммы, обойдут его в любом случае. Ну пошумят некоторые депутаты, ну поспорят они. Все равно сделают так, как выгоднее. А что касается свободы передвижения, то есть еще поезда, самолеты, автобусы, в конце концов. Так что сделать можно все что угодно. И с законом, и несмотря на закон».
Однако надежда, что все решится разумно, все же есть. Сейчас вопрос о дорогах только обсуждается, и не все с этой идеей согласны. Жестко против нее выступает председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шашкарев. «Пока ни одной платной дороги в стране не построено, – говорит он. – Нет ни опыта, ни инвесторов, да и экономическую выгоду никто толком не считал. Получается, что определить сейчас размер платы за право проезда очень сложно, практически невозможно. За большую плату люди просто откажутся ехать, а на маленькие деньги не построить дорогу».
В России платные дороги пока есть только в трех регионах: Липецкой и Псковской областях, в Алтайском крае. Общая их длина 387,7 км. В планах российских дорожников: трасса Москва − Санкт-Петербург, объезд подмосковного Одинцова при движении по трассе М-4 (Москва−Минск) и объездная вокруг Московской области. За деньги, естественно. У нас в Татарстане пока на «коммерческую» заявлена одна дорога – Шали–Бавлы. Соответствующая заявка уже подана в Минрегионразвития. Общая стоимость проекта составляет 90 млрд.
«Строящийся платный участок Шали–Бавлы станет альтернативой существующей автомобильной дороге Казань–Оренбург, – сообщил пресс-секретарь миндортранса РТ Азат Шакиров. – Он должен снять нагрузку с этой дороги и с трассы М-7. Но этот участок не следует рассматривать как локальный, внутриреспубликанский, он часть перспективного международного транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай.
По мнению чиновников миндортранса РТ, строительство платной автомагистрали подразумевает также и создание соответствующей инфраструктуры – отелей, кемпингов, станций техобслуживания, пунктов экстренной медицинской помощи, системы метеомониторинга и контроля за движением, что делает такие проекты уникальными. Стоимость строительства участка в ценах 2008 года составляет 98 млрд рублей, один километр обойдется примерно в 350 млн рублей, что сопоставимо с аналогичными проектами.