Арбитражный суд оставил в силе решение Татарстанского УФАС России о наложении штрафа на две крупнейшие Татарстанские нефтяные компании – Татнефть и Татнефтепродукт. Их подозревают в сговоре и необоснованном повышении цен на нефтепродукты с июля 2007 года по май 2008-го. Обе компании, не согласные с решением УФАС, обратились в арбитражный суд, который, однако, их претензии не поддержал.
Еще в прошлом году Татарстанское УФАС России вместе с Прокуратурой РТ рассматривали причины, мешающие снижению цен на топливо. При этом были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в необоснованном завышении цен на бензин и дизельное топливо компаниями ОАО «Татнефть», ООО «Татнефть-АЗС Центр» и ОАО «ХК «Татнефтепродукт». Соответственно, было возбуждено дело №53тр/05 по признакам нарушения части 1 статьи 10 и части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции». Во время следствия выяснилось, что подозрения оправдались: ОАО «Татнефть» и ОАО «ХК «Татнефтепродукт» и УФАС приняло решение наложить на них штраф, размер которого составит от 1 до 15% от оборота.
Вполне естественно, что обе компании не согласились с мнением антимонопольной службы и обжаловали его. «УФАС собрало материалы за первое полугодие 2008 года, а уже 9 июля, практически через неделю, возбудило дело, – заявил на суде представитель Татнефти Владимир Ширков. – После этого дело семь раз откладывалось для сбора дополнительных доказательств вины ответчика. А как же закон, согласно которому дело возбуждается только при наличии признаков нарушения?»
Кроме того, по информации газеты «Ъ», истцы утверждали, что УФАС не анализировало причину установления цен. Представитель «Татнефтепродукта» Светлана Хабибуллина озадачила суд информацией, что в период, который рассматривало УФАС, «произошел рост закупочных цен, инфляция, рост тарифов», что и привело к повышению цен на топливо.
«УФАС привело сравнительный анализ двух монопольных, а не конкурентных рынков», – сказал господин Ширков. В том, что цены совпали случайно, уверяли и представители ОАО «Татнефтепродукт».
Однако замруководителя УФАС по Татарстану Иван Щербаков отметил, что более чем в половине муниципальных районов либо Татнефть, либо Татнефтепродукт занимают доминирующее положение, а в части районов у них даже стопроцентная доля. «Компании обязаны закупать бензин напрямую на заводах, минуя посредников», – уверен Щербаков.
«Тут скорее не сговор, а монополизм, – считает аналитик ИК «ФИНАМ» Александр Еремин. – Есть один большой региональный монополист, а с ним еще мелкие торговцы, с которыми даже сговариваться не надо – смотрят на крупнейшего игрока и ориентируются на его ценовую политику при установлении стоимости продукции. В целом важно отметить, что региональные рынки в РФ поделены фактически между несколькими нефтяными компаниями, которые зачастую стремятся эффективно воспользоваться своим доминирующим положением. Пока с монополистами способна бороться только ФАС путем наложения штрафов на такие компании. Следует отметить, что налагаемые на нарушителей-монополистов штрафы все же позволяют им работать с большей эффективностью, чем в случае установления «справедливой» цены».
По поводу цен на топливо ответ аналитика рынка заставляет крепко задуматься. По словам г-на Еремина, у нас высокие пошлины на нефтепродукты, поэтому просто сравнивать цены нельзя, следует вычесть «нэтбэк» (мировая цена минус пошлина минус затраты на транспорт). При таком расчете в России в среднем на 20-30% цены на бензин превышают европейские. И это за минусом всех налогов и расходов.
Кто говорил, что здесь нет сговора?!