По поводу работы АвтоВАЗа в последние дни поступают самые разные, порой противоречивые, новости. То руководство увольняет свыше 27 тысяч человек, то всего 5 тысяч, то останавливает завод, то запускает производство иномарок и обеспечивает тем самым новые рабочие места. Что же на самом деле происходит на российском автогиганте?
Начнем с того, что топ-менеджеры АвтоВАЗа действительно ведут активные переговоры с компаниями Renault и Nissan, чтобы реализовать идею по выпуску автомобилей этих марок в стенах завода. По крайней мере в ближайшее время АвтоВАЗ начнет реконструкцию одной из линий главного конвейера. На этом настаивают инвесторы – все-таки 42 миллиарда рублей – это не шутка и позволяет, с одной стороны, реорганизовать производство, с другой – надавить на руководство и провести оптимизацию расходов.
«Наши партнеры из Renault подтверждают, что они заинтересованы в развитии АвтоВАЗа и их инвестиции в предприятие носят стратегический, долгосрочный характер», – заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов во время недавнего визита на автозавод.
Напомним, что пока АвтоВАЗ и Renault договорились о том, что завод сконцентрирует усилия на реализации проектов сборки пятиместного универсала и семиместного фургона. Это автомобили низкой ценовой категории (low-cost). Впрочем, для них планируется провести модернизацию металлургического и прессового производства.
«Мы договорились о конкретных сроках, объемах и о долевом участии в финансировании строительства новой производственной линии, которая позволит создать рабочие места на АвтоВАЗе. Мы понимаем, что в 2012 году, если планы эти будут выполнены, начнем производство на единой платформе автомобилей трех концернов», – рассказал президент ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Комаров.
Для того чтобы обеспечить предстоящие изменения и провести оптимизацию расходов, заводу необходимо пересмотреть свою кадровую политику. Вот тут и начинается самое интересное. Уровень безработицы в Тольятти с начала года вырос почти в 4 раза и уже превысил 12 тысяч человек. Антикризисный штаб города сообщает, что пока в службе занятости имеется около 10 тысяч вакансий, но 80% предложений – это временный низкоквалифицированный труд. Тем временем на АвтоВАЗе прошел слух, что вскоре будет объявлено о намерении до 1 января поэтапно сократить еще около 30 тысяч человек. Таким образом, как подсчитали в профкоме завода, каждый десятый житель Тольятти может оказаться безработным.
Как будет развиваться ситуация дальше, вполне понятно. На фоне экономического неблагополучия к Тольятти постепенно вернется былая слава одного из самых криминальных городов России. В ГУВД Самарской области констатируют, что уже сейчас число преступлений неуклонно растет: в сентябре в городе отмечен резкий рост угонов автомобилей и краж имущества из автомашин. За месяц было зарегистрировано 84 уличных преступления, то есть почти по три кражи в день. Профком автозавода уверен: новый план АвтоВАЗа приведет к тому, что «кварталы Тольятти превратятся в гетто, кишащие безработными, которые не смогут оплачивать коммунальные услуги и кредиты, за что будут выселены из своего жилья».
В Тольятти на неделе планируется очередной митинг протеста против массовых сокращений. Организаторы акции – профком автозавода «Единство» – предполагают собрать около 3 тыс. человек. «Нас не утешают обещания трудоустроить часть увольняемых в далеком 2012 году, потому что рабочие места и стабильная зарплата нам нужны сегодня, – говорится в заявлении «Единства». – Прежде чем принимать решение о массовом сокращении, необходимо было подготовить новые рабочие места для сокращаемых работников. Этого не было сделано. Даже сегодня в Тольятти работу найти очень непросто, и чем грозит городу появление еще нескольких десятков тысяч безработных, объяснять не надо. Тем более велика вероятность, что эта волна сокращений не последняя».
Сложившуюся ситуацию прояснил аналитик отечественного авторынка Сергей Чернов. Подтвердив намерение руководства автогиганта провести «чистку рядов», он рассказал, как это будет выглядеть.
«Я могу сказать, откуда взялась столь впечатлившая центральные СМИ цифра в 27 тысяч человек (кандидатов на увольнение – прим. авт.), – говорит Чернов. – Недавно была проведена оптимизация в области управления, и тогда выяснилось, что многие подразделения завода имеют дублирующие функции. То есть по большом счету некоторые из них не нужны. Но заявление, что «всех нужно уволить», звучит не настолько категорично. Дело в том, что в кадровом составе завода очень большое количество работников пенсионного и предпенсионного возраста. Так вот, в результате оптимизации производства как раз их и «попросят». Кроме того, в связи с тем, что сейчас требования к персоналу меняются, а это связано с предстоящей работой по сборке иномарок, часть персонала завода будет отправлены на переобучение. Однако часть людей при этом отсеется: это касается работников с низкой квалификацией, подсобников и рабочих без категорий. Их придется менять. Тем не менее на улице они не останутся, городу не нужны толпы голодных людей. Им будут предоставлены альтернативные, параллельные места работы. Мэр города как раз сейчас этим и занимается. По количеству эти уволенные составят 3-3,5 тысячи человек».
Добавим, что в Тольятти сейчас обратили внимание на такую возможность пополнения бюджета, как приглашение в город туристов. Руководством города принято решение возродить туристическое ранее место «Жигули». Вот там-то и потребуются рабочие руки.