Торговые центры готовы идти на значительный дисконт ради того, чтобы удержать на своих площадях арендаторов. И если одни крупные комплексы находят замену ушедшим арендаторам довольно быстро, то другие торговые центы так и продолжают пустовать. Как правило, в нелучшей ситуации оказываются комплексы, которые еще в докризисные времена были не столь популярны и востребованы у посетителей.
Еще год назад крупные торговые центры в регионах России радовались наплыву арендаторов. Но сегодня многие арендаторы вынуждены съезжать с насиженных мест в торговых центрах. По подсчетам экспертов, количество желающих занять пустующие площади в торговых центрах за последнее время сократилось на 20-25 процентов. При этом торговым комплексам с небольшим трафиком приходится менять условия аренды на менее выгодные для себя, чтобы сохранить магазины, привлекательные для посетителей. Крупным сетям пока удается сохранять свое присутствие в торговых центрах во многом благодаря тому, что арендодатели идут навстречу и снижают арендные ставки. Участники рынка поясняют, что в зависимости от торгового центра дисконт может составлять от 10 до 30 процентов. С некоторыми компаниями заключаются договоры, согласно которым арендная плата зависит от трафика магазина.
В Казани сегмент торговых центров еще год назад развивался ударными темпами. Аналитики даже поговаривали о том, что город уже перенасыщен проектами ТЦ и ТРК. Сегодня же основными тенденциями оказываются низкий уровень спроса, рост объема вакантных площадей и снижение арендных ставок – и это практически по всем объектам. По данным минпромторга Татарстана, в Казани представлено 20 торгово-развлекательных центров. Обеспеченность торговыми площадями на тысячу жителей в республике составляет 547 квадратных метров.
«На сегодняшний день в Казани присутствует высокая конкуренция за посетителей торговых центров. Эта конкуренция усугубляет положение тех объектов, которые должны появиться на рынке в ближайшее время, – комментирует заместитель директора по операциям с недвижимостью АН «За семь морей» Руслан Хабиров. – В связи с этим реализаторам многих новых проектов придется конкурировать с существующими объектами не только за посетителей, но и за торговых операторов, многие из которых объявили о прекращении развития в Казани». По словам эксперта, до осени 2008 года большинство торговых центров практически не испытывало проблем с заполнением площадей. Пустые площадки встречались крайне редко – и в основном в тех объектах, которые не пользовались большой популярностью у покупателей. Сегодня можно увидеть пустующие площади даже в тех ТЦ, которые востребованы у посетителей. Одним из первых в Казани начал терять арендаторов торговый комплекс «Детский мир». Позже с нехваткой спроса на торговые площади столкнулись и такие комплексы, как ЦУМ, ГУМ, «Модная семья», «Муравейник».
Аналогичная ситуация на рынке торговых площадей складывается и в другом городе-миллионнике – Самаре. Здесь, как утверждают местные эксперты, также происходит падение позиции арендодателя. «О нехватке торговых площадей уже давно говорить не приходится – сегодня на рынке Самары представлено большое количество торговых центров. Чтобы сохранить имеющихся операторов, девелоперы вынуждены идти на снижение арендных ставок, – поясняет директор агентства недвижимости «Квадрум» Евгений Сидякин. – При этом размер дисконта для арендаторов в разных торговых центрах отличается. Замечу также, что снижения аренды добились далеко не все арендодатели. Уровень снижения арендных ставок напрямую зависит от конкурентной способности торгового центра на рынке. Так, например, торговые центры, которые изначально отличались слабо проработанной концепцией, в первую очередь попали под удар кризиса. Владельцы таких торговых центров и вынуждены идти на уступки».
Как утверждает эксперт, на сегодняшний день средние арендные ставки по городу снизились на 30-50 процентов. Если до кризиса, когда рынок рос, Самара испытывала дефицит свободных торговых площадей, то сейчас этот дефицит сменился избытком квадратных метров. Например, в таких торговых центрах, как Park House, «Империя», коэффициент вакантных площадей очень низкий, зато значительная часть ТЦ «Мелодия», «Фрегат», «Май» пустует.