Председатель правительства РФ Владимир Путин, известный своим неравнодушием к отечественному авторынку, поручил Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития разработать систему выплат за переданные на утилизацию автомобили старше 10 лет. Предполагается, что каждый решивший избавиться от своей «старушки» получит компенсацию 1000-1500 долларов, которые он будет обязан пустить на покупку нового автомобиля.
Как сообщает газета «Ведомости», точный размер премии, так же как и схема ее выдачи, пока не утверждены. Однако успех подобной практики в Германии не дает покоя российским чиновникам. С начала года, когда бюргеры, сдавшие свои автомобили на утилизацию, начали получать 2500 евро на приобретение новой машины, продажи автомобилей в Германии выросли на 40%!
Однако будет ли успешна такая практика в России – большой вопрос. На сегодняшний день самый доступный способ купить новый автомобиль – «путинский» кредит, по которому государство субсидирует 2/3 ставки рефинансирования. Но, как мы уже неоднократно писали, для его получения есть обязательное условие – первоначальный взнос 30% от стоимости авто. Учитывая, что курс доллара сейчас 31 рубль, то премия за один сданный в утиль автомобиль вряд ли существенно поможет в получении кредита. Таким образом, водителю, мечтающему обзавестись новой «ласточкой», нужно иметь в закромах две, а то и три старых машины.
Остается открытым вопрос, какие и в каком состоянии автомобили государство готово принимать? Каждое ведро с болтами или только те авто, которые на ходу? Если предположить, что казна оплатит абсолютно любые машины старше 10 лет, то хватит ли на всех бюджетных денег? Ведь даже подумать страшно, сколько металлолома пылится в гаражах со времен очаковских и покорения Крыма. Вполне логичным было бы условие, что старый автомобиль обязан сдавать его владелец, следовательно, машина должна быть зарегистрирована в ГИБДД. Это сузит круг соискателей на премию, но не существенно.
Неясно также, что наше славное правительство планирует делать с тысячами ржавых «Москвичей», «копеек», «Волг» и древних иномарок. В Германии государство не просто раздает деньги направо-налево, там работают целые заводы по утилизации машин, в недрах которых идет серьезный процесс сортировки деталей автомобилей. Пластик к пластику, металл к металлу, годные запчасти – в дело. В итоге немецкая казна еще и пополняется за счет автомобильного хлама. В России подобных предприятий нет, так же как нет и законодательства, регламентирующего процесс переработки машин. Учитывая все это, исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин убежден, что премии за сдачу старых авто у нас можно вводить не раньше, чем через два года.
Однако ничуть не удивлюсь, если прием автоутиля начнется гораздо раньше, потому как государство помимо заработка на деталях старых авто получит и другую статью дохода – НДС от автопроизводителей. В худшем случае казна, выделяя субсидии за автоутиль, ничего не теряет. А в лучшем – даже пополнится.
«В Германии я видела эту систему в действии, – говорит начальник юридического отдела ВОА Татьяна Кулагина, – и немцы действительно сдают старые авто. Кстати, там же организована и продажа новых, чтобы далеко не ходить. Хотя, на мой взгляд, в хороших руках автомобиль и 20 и 30 лет может прослужить, как, например, ретроавтомобили. Если рассмотреть возможность компенсации с точки зрения автомобилиста, то он отдаст свое авто только в том случае, если его стоимость меньше размера компенсации, иначе какой тогда смысл его отдавать? Причем, если у владельца нет денег на новый автомобиль, то опять же смысл сдавать в утиль старый отпадает. А 30-50 тысяч рублей его не выручат. Другое дело – бесхозные машины, или те, что не на ходу. Вот их-то как раз и будут сдавать в утиль, получая за это деньги, а не расплачиваясь, как сейчас. Соответственно, количество старых автомобилей, конечно, уменьшится, но к росту продаж новых этот закон не приведет».
По самым скромным подсчетам, ежегодно в России выходит из строя около двух миллионов автомобилей. Лишь малая часть владельцев, как положено, снимает «старушек» с учета, разбирает на запчасти и сдает железо в металлолом. Пока большинство этих автомобилей просто оседают мертвым грузом по углам нашей родины.
«Как я понял, эта программа пока обозначена совершенно нечетко, без указания возраста автомобилей, срока исполнения самого закона, срока реализации проекта, – размышляет заместитель директора центрального поволжского дистрибьютора автомобилей «Лада» компании «КАНАВТО» Сергей Чернов. – Все это будет зависеть от чиновников, которые станут проводить маркетинговый анализ. Пока непонятно, на кого будет нацелена эта программа, но исходя из нашей реальности, трудно гарантировать то, что она будет такой же, как в Германии. Убрать старый автопарк – программа для станций утилизации транспортных средств. Их у нас по всей стране осталось штуки три, не больше. Даже в Тольятти нет, хотя была где-то до 80-х годов. Была такая программа. Не пошла. Поэтому сейчас сказать что-то определенное практически невозможно. По крайней мере, можно предположить, что большого притока покупателей, как в Германии, она не даст. 50 тысяч рублей не хватит даже для оплаты самого дешевого первого кредитного взноса. То есть что-то купить после процедуры исполнения этого закона смогут очень немногие».
Как отреагирует на эту инициативу правительства РФ руководство АвтоВАЗа, пока неизвестно. «Мы хотели бы оставить вопрос без комментария до принятия органами власти конкретных решений», – ответили в пресс-центре завода.
Фото: Фото с сайта Bodrit.ru