Наступает то время, которое на языке бизнесменов принято называть «сезоном низкой деловой активности». Лето для многих сфер бизнеса становится «мертвым сезоном». Это во многом связано с летними отпусками и каникулами, которые себе устраивают наши соотечественники. Традиционно за летним спадом в сделках с недвижимостью всегда прогнозируют повышение покупательского спроса. Обычно спрос оживляется ближе к сентябрю. Однако вполне вероятно, что экономический кризис, из-за которого «мертвый сезон» у риелторов начался заметно раньше, отложит рост числа сделок еще на несколько месяцев.
По информации московской компании Doki, весна для риелторов стала своеобразной посткризисной оттепелью. Как констатирует издание «Взгляд», в марте количество сделок возросло по сравнению с февралем на 48 процентов в экономклассе, на 23 процента – в бизнес-классе и на 16 процентов – в элитном. В апреле также наблюдался рост сделок, однако это – лишь следствие работы, начатой в первом квартале 2009 года. Так что уже в марте активность покупателей начала сходить на нет. Опыт столичной компании Doki показывает, что количество просмотров объявлений и звонков в мае уменьшилось по сравнению с апрелем на 17 процентов, а интерес к новостройкам к началу лета и вовсе упал на треть.
Причины спада потребительского интереса нынешним летом кроются не только в сезонности. Еще пару лет назад наступление лета риелторов ничуть не пугало – все шло своим чередом. Агентства недвижимости работали на таких видах услуг, как приватизация, сделки обмена, которые сегодня набирают былую популярность, оформление договоров дарения, наследства. Но, судя по всему, нынешним летом риелторам придется уделить вышеназванным видам услуг особое внимание.
Впрочем, для некоторых агентств недвижимости с приходом июня «мертвый сезон» еще не наступил. Так, директор агентства недвижимости «Флэт» Руслан Хабибрахманов отмечает: на сегодняшний день спад активности по сделкам купли-продажи почти не заметен, сезон дач и отпусков слабо отражается на продажах недвижимости. «Но такое понятие, как «сложная экономическая ситуация в мире», немного пугает потенциальных покупателей, – добавляет эксперт. – В связи с высказыванием скептиков по поводу скачков цен на жилье многие, кто хотел купить квартиру «вчера», откладывают покупку на «завтра», ожидая тем самым падения цен. Что касается продавцов, многие пытаются продать квартиру как можно скорее, тем самым не потерять в цене, а те, кто не спешит реализовывать собственное жилье, выжидают. Но количество предложений увеличивается с каждым месяцем (апрель – 437 предложений, май – 446 предложений, июнь – 467 предложений). Сегодня мы предоставляем все услуги в сфере недвижимости, но на летний период больший акцент делаем на продажу загородной недвижимости: дачные участки, дома за городом».
Традиционное восстановление потребительского спроса на недвижимость оптимистично настроенные риелторы ожидают к сентябрю-октябрю. Однако произойдет это или нет, по-прежнему остается вопросом открытым.