Наиболее безопасные дороги – в Архангельске, самые смертоносные – в Казани. К такому выводу пришли специалисты межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог», проанализировав статистику тяжелых ДТП за март-апрель 2009 года.
Уточним, что речь идет о ДТП, причиной которых стало неудовлетворительное состояние дорожного полотна. Примеров масса: незакрытый колодезный люк, вырванная подвеска, лобовое столкновение...
Аналитики центра «За безопасность дорог» рассчитали индекс ДТП, который учитывает количество происшествий на 1000 автомобилей, а также их тяжесть, что позволило привести статистику разных областей к общему знаменателю. В список сравнительно безопасных регионов попали Архангельск, Тюмень, Москва, Омск, Саратов, Нижний Новгород, Рязань, Липецк, Пенза.
Пермь оказалась на последнем месте категории «Высокий индекс аварийности», а Челябинск, Уфа и Казань попали в черный список, где дороги наиболее опасны.
В среднем по России за январь-апрель этого года ДТП по причине неудовлетворительного состояния дорог обеспечили 22% всех аварий с пострадавшими. При этом есть основания полагать, что официальная статистика ГИБДД приукрашивает реальность: нередко в качестве причины фигурирует пресловутое «Не справился с управлением», хотя изначально аварийную ситуацию спровоцировали дефекты полотна.
В чем причина столь высокой аварийности российских дорог? Неужели наше небедное государство не может позволить себе иметь пусть не идеальные, но хотя бы соответствующие нормативам дороги? «Автомобилисты платят в казну колоссальные деньги, но сфера дорожного строительства и благоустройства отличается запредельно высоким уровнем воровства – 50%, – говорит лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – В результате на благоустройство дорог идет лишь 9% денег. Другая серьезная проблема – отсутствие персональной ответственности за состояние дорожного полотна и аварийность. Мы уже не первый год предлагаем ввести наконец систему, обеспечивающую полную прозрачность и общественный контроля в сфере дорожного строительства и ремонта, в частности, путем публикации на сайтах города подробных данных о строительстве дорог и потраченных на это ресурсах».
«Конечно, по количеству ДТП цифры аналитиков центра и данные наших ГИБДД расходятся. – говорит заместитель руководителя пресс-службы мерии Лаззат Хайдаров. – Поэтому доверять выводам нужно с осторожностью, лучше проверить. Вообще, у меня создается впечатление, что одним из критериев оценки дорог стоит качество зимней обработки. И при этом упор делается на использование реагентов, которые зачастую совершено себя не оправдывают.
Помните, наверно, мы пробовали применять реагенты и на мостах, и на улицах города? Так вот общественность выступила против. Дело в том, что жидкие вещества наиболее сильно влияют на состояние и обуви, и кузова автомобиля и даже на ноги домашних питомцев. Да и спецтехника, которая используется для работ, совсем не дешевая. Пришлось отказаться. Да, мы используем соль, и в результате центр «За безопасность российских дорог» выставляет нам минус. А дороги у нас ничуть не хуже, чем в других регионах. Из 20 миллионов кв.м покрытия в ремонте нуждается шесть миллионов. За последний год отремонтировали уже 2,5 миллиона и в этом году продолжим наращивать и скорость и качество ремонта. Если такие тенденции сохранятся, то через семь-восемь лет все дороги будут отремонтированы».
Как пояснил Лаззат, всего наши дороги обслуживают 20 подрядных организаций. Именно они и субподрядчики и отвечают за состояние дорожного полотна, делают ямочный ремонт. Также за дорогами следит центр надзора за объектами внешнего благоустройства, ГИБДД и комитет внешнего благоустройства исполкома. Именно туда и нужно обращаться, всем тем, кто заметил на дороге яму.