Авто Знакомимся с новым законом об ОСАГО

Знакомимся с новым законом об ОСАГО

С 1 марта 2009 года вступили в силу изменения в закон об ОСАГО. Теперь в «автогражданке» по-новому урегулированы многие вопросы, представляющие значительный интерес для участников договора страхования...

" src=

С 1 марта 2009 года вступили в силу изменения в закон об ОСАГО. Теперь в «автогражданке» по-новому урегулированы многие вопросы, представляющие значительный интерес для участников договора страхования. В результате законодательных нововведений уточнены некоторые понятия, применявшиеся в ранее действовавших нормах, появились новые, изменились размеры выплат и порядок их осуществления.

Для того чтобы понять, какие произошли изменения, и что теперь следует делать в случае возникновения страхового случая, мы обратились за помощью к специалистам. Руководитель службы внутреннего контроля ОАО «НАСКО» Анна Овчиникова подробно рассказала обо всем, что теперь необходимо знать владельцу транспортного средства.

Что новенького

Новым законом уточнены определения основных понятий, которые в прежней редакции и Правилах ОСАГО не раскрывали их полной сути и часто становились предметом спора между пострадавшими и страховщиками. Так, в соответствии с новой редакцией Федерального закона потерпевшим является лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства -–участник дорожно-транспортного происшествия.

Также уточнено понятие страхового случая, согласно которому гражданская ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства наступает у владельца транспортного средства. В предыдущей редакции речь шла об ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования, и это вызывало много споров. Например, страховые компании отказывались возмещать ущерб пострадавшим, если лицо, управлявшее автомобилем на основании доверенности собственника, не было указано в страховом полисе.

Введено новое понятие «прямое возмещение убытков», смысл которого заключается в том, что за возмещением вреда имуществу потерпевший теперь может обращаться к «своему» страховщику.

Кстати, это не ограничивает права потерпевшего обратиться в страховую компанию виновника аварии за возмещением вреда, который причинен жизни или здоровью, уже после предъявления требования о страховой выплате. Если, например, потерпевший не знал об этом вначале.

Из случаев, по которым гражданская ответственность не наступает, исключили движение транспортного средства по внутренней территории организации. Теперь, если ДТП произойдет на территории предприятия, это будет являться страховым случаем.

Изменения коснулись и страховой суммы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью нескольких потерпевших: она не ограничена максимальным размером (ранее предел был 240 000 руб.). При этом лимит на каждого потерпевшего сохранился в том же размере – не более 160 000 руб. Прежними остались и суммы возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших – не более 160 000 руб., одного – не более 120 000 руб.

Разрешены споры и относительно применения коэффициентов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Территория будет определяться для физических лиц исходя из места жительства собственника, указанного в ПТС либо в паспорте гражданина, для юридических лиц – по месту регистрации транспортного средства. Добавлен еще один коэффициент – техническая характеристика транспортных средств.

Что касается срока действия договора страхования, то согласно новой редакции Федерального закона исключена возможность, предусматривающая продление договора на следующий год, если за два месяца страховщик не был предупрежден об отказе. То есть, договор каждый год должен заключаться заново. Соответственно, у страхователя не будет «льготного» месяца действия продленного договора для уплаты страховой премии.

До пяти дней сокращен минимальный срок заключения договора для владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, временно используемых на территории РФ.

Если вдруг случилось так

Появились новые положения, регулирующие действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая (Европротокол). Они регламентируют ситуации, когда документы о ДТП могут оформляться в присутствии сотрудников милиции и без их участия. Также отмечено, что документы могут быть оформлены в присутствии страховщика или его представителя. Причем возможность не вызывать на место происшествия сотрудников милиции у страхователей возникает при следующих обстоятельствах (одновременно):

  • вред причинен только имуществу;

  • ДТП произошло только с двумя застрахованными участниками;

  • обстоятельства, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у участников ДТП и зафиксированы в бланке извещения, выдаваемого страховщиком.

При выполнении одновременно всех этих условий заполненные бланки извещения о дорожном происшествии вместе с заявлением потерпевшего о страховой выплате направляются страховщику. В случае обнаружения противоречий, касающихся характера и перечня видимых повреждений транспортных средств и (или) обстоятельств причинения вреда, страховщик имеет право назначить проведение независимой экспертизы транспортных средств (если есть сомнение, что именно эти машины попали в аварию). Размер страховой выплаты при таком способе решения проблемы не может превышать 25 000 руб. Дополнительных выплат потерпевший требовать не вправе, за исключением ситуации, если обнаружится вред, причиненный его жизни или здоровью, о котором он не знал на момент предъявления требования о страховой выплате.

Размер страховой выплаты, причитающейся пострадавшему за причинение вреда здоровью, по-прежнему рассчитывается в соответствии с правилами гл. 59 ГК РФ. В случае смерти потерпевшего наследникам будет выплачено не более 25 000 руб. на возмещение расходов по погребению и 135 000 руб. за причинение вреда жизни.

Возмещаемый убыток при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:

  • при полной гибели (когда ремонт невозможен либо затраты на него равны или превышают стоимость имущества на дату наступления страхового случая) – исходя из его действительной стоимости на день наступления страхового случая;

  • при повреждении – в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до происшествия. К указанным затратам относятся также расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, и расходы на оплату таких работ.

Ранее было предусмотрено право страховщика при необходимости (чтобы удостовериться в наличии страхового случая) организовать проведение независимой экспертизы транспортного средства. В новой редакции уточнено, что экспертиза проводится и оплачивается за счет страховщика.

Также установлено, что если при осмотре поврежденного имущества потерпевший и страховщик договорились о размере страховой выплаты, то экспертиза может не проводиться. При отсутствии согласия страховщик организует экспертизу, а потерпевший должен предоставить для ее проведения поврежденное имущество. Кроме того, отмечено, что если страховщик не осмотрел поврежденное имущество или не организовал независимую экспертизу в течение пяти рабочих дней, то потерпевший вправе самостоятельно обратиться за такой экспертизой и не предоставлять поврежденное транспортное средство страховщику для осмотра.

Важно отметить, что увеличен с 15 до 30 дней срок, в течение которого страховщик рассматривает заявление и представленные документы и производит страховые выплаты или направляет потерпевшему мотивированный отказ. При этом, если страховщик нарушит установленный срок, он будет обязан выплатить неустойку за каждый день просрочки в размере 1/75 ставки рефинансирования (действующей на день, когда страховщик должен был осуществить выплату) от страховой суммы каждому потерпевшему. Размер пени (неустойки) не может быть выше страховой суммы. То есть, законодатели закрепили в новой редакции то, что ранее потерпевшим приходилось взыскивать в судебном порядке.

Прямое урегулирование тоже бывает не всегда

Обратиться к своему страховщику потерпевший имеет право только при наличии одновременно следующих обстоятельств:

  • вред причинен только имуществу;

  • ДТП произошло только с двумя застрахованными участниками.

В этом случае страховщик на основании оценки всех обстоятельств ДТП, изложенных в извещении и представленных документах, должен возместить потерпевшему вред от имени страховой виновника, потом расчеты производятся уже между страховщиками. Однако, несмотря на то, что потерпевший обращался за возмещением вреда к своему страховщику, если впоследствии обнаружится вред, причиненный его жизни и здоровью, о котором он не знал на момент предъявления требования, то за возмещением такого вреда потерпевший имеет право обратиться к страховщику лица, который его причинил.

Уточнено, что договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, указанных им лиц или неограниченного количества лиц, допущенных владельцем транспортного средства к управлению им, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

Представлен перечень документов, которые обязан предъявить страховщик при заключении договора страхования:

  • заявление;

  • паспорт или иной удостоверяющий личность документ (для физических лиц);

  • свидетельство о государственной регистрации (для юридических лиц);

  • документ о регистрации транспортного средства (например, паспорт транспортного средства);

  • водительские удостоверения (копия) лиц, допущенных к управлению транспортным средством (если договор заключается при условии, что допущены только определенные лица).

Разграничен порядок заключения договора обязательного страхования при ограниченном использовании транспортных средств физическими и юридическими лицами. Для физических лиц минимальный срок заключения договора сократился с шести до трех месяцев, а ограниченным использованием транспортного средства признается управление им только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортного средства.

Для юридических лиц этот срок остался прежним – шесть месяцев. Ограниченным признается только сезонное использование снегоуборочных, сельскохозяйственных, поливочных и других специальных транспортных средств.

Изменения коснулись и инвалидов. Ранее 50%-я скидка предоставлялась только на автомобили, полученные через органы соцзащиты, инвалиду и еще одному водителю. Согласно новой редакции данного пункта эта льгота распространяется на любые автомобили, которые имеют инвалиды в соответствии с медицинскими показаниями, также она предоставляется дополнительно двум водителям.

Еще одно важное нововведение коснулось международной деятельности российских страховщиков. С 1 января 2009 г. им разрешено продавать международные полисы ОСАГО. Функция контроля за наличием страховки возлагается на таможенные органы. Страховщики должны будут стать членами профессионального объединения.

Закон принят, а нормы то остались

Для того чтобы новые положения Закона не противоречили другим действующим нормативным актам, изменения нужно внести и в них. Кроме того, для эффективного действия новой редакции Закона потребуется большая подготовительная работа: для оформления ДТП без сотрудников милиции необходимо будет разработать типовые схемы происшествий, рекомендации по расчету ущерба и др. сколько для этого потребуется времени, пока неизвестно. Для того, чтобы не стать жертвой неразберихи в сфере противоречащих друг другу законе и старых нормативных актов, не торопитесь использовать свои новые возможности, вызывайте на место ДТП хотя бы аварийных комиссаров. Со знающим человеком оформлять все бумаги как-то спокойнее будет.

Александр ДАНИЛОВ, Анна ОВЧИННИКОВА
Фото: Фото с сайта Тop.rbc.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Придется снижать цены»: миллиардер — о том, что ждет рынок недвижимости в 2025 году
Анонимное мнение
Мнение
«Териберка впечатлила меньше всего». Колонка туристки о невероятном путешествии в Мурманскую область
Серафима Путиева
Мнение
«Кринжануть, так с рофлом»: журналист изучил язык современных подростков — личный опыт автора
Сергей Уланов
Видеопродюсер NGS.RU
Мнение
«Ипотеки нет»: какие остались способы купить квартиру при новой ставке ЦБ
Анонимное мнение
Мнение
«Питаться в кафе дешевле, чем дома». Как россиянка живет в «городе пенсионеров» во Вьетнаме
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления