До сих пор в законе об ОСАГО присутствовала одна неприятная тонкость. Если вы попали в аварию по вине другого водителя, то выплату компенсации осуществляла не ваша страховая компания, а компания виновника. А где застраховался виновник – вопрос непредсказуемый, и нередки случаи, когда после ДТП потерпевший оставался один на один с сомнительной страховой компанией, которую он не выбирал. Фактически, никто особо не заботится о том, чтобы оформлять ОСАГО в надежной страховой компании, ведь выплата шла третьим лицам, и качество работы страховой – их проблемы. По большому счету, полис ОСАГО приобретался для галочки, чтобы не иметь проблем с ГИБДД.
Схема прямого возмещения убытков честнее: в этом случае если по вине другого водителя пострадал ваш автомобиль, вы обращаетесь в свою страховую, которая выплачивает вам деньги, а затем взыскивает возмещение со страховой виновника. Таким образом, теперь имеет смысл приобретать «автогражданку» в компании с репутацией, а не в той, что поближе к дому.
До сих пор страховщики жаловались на отсутствие четкой схемы прямого урегулирования убытков, которая должна вступить в силу уже 1 марта 2009 года. На днях правительство опубликовало в «Российской газете» приказ «Об утверждении "Требований к соглашению о прямом возмещении убытков, порядка расчетов между страховщиками, а также особенностей бухгалтерского учета по операциям, связанным с прямым возмещением убытков"».
Схема прямого возмещения убытков имеет некоторые ограничения: к рассмотрению принимаются ДТП, в которых нет пострадавших, и если в аварии участвовало не более двух машин. После подачи пострадавшим стандартного перечня документов в свою страховую компанию, она обязана принять решение о выплате или предоставить обоснованный отказ в течение 30 дней. Последнее обстоятельство не может не удручать: став жертвой чьей-то невнимательности, вы будете ездить на разбитом автомобиле больше месяца, ведь помимо получения денег необходимо осуществить сам ремонт.
Для работы по схеме прямого возмещения убытков страховые компании должны присоединиться к соглашению – документу, регламентирующему отношения между страховыми компаниями по вопросам прямого возмещения.
Расчет между страховыми компаниями происходит в безналичной форме. У страховой компании виновника есть максимум семь дней на то, чтобы перевести деньги на счет страховой компании пострадавшего после того, как та осуществила выплату денег и предоставила все необходимые документы. В любом случае, пострадавшего эти расчеты уже не волнуют. Для крупных компаний с большим объемом выплат предусмотрена схема компенсации не по каждому случаю, а в течение некоторого отчетного периода. Наверняка компании будут использовать схемы взаимозачетов, что значительно уменьшит объемы денежных переводов.
Схема прямого возмещения убытков, безусловно, – шаг навстречу клиентам. С другой стороны, увеличение страховых тарифов и ряд последних изменений в законе об ОСАГО ( в частности, касающихся утери товарной стоимости и износа деталей), плюс увеличение срока рассмотрения вопроса о выплатах делают ОСАГО далеким от идеала автомобилистов.
«Пусть работают лучше, а то, как деньги собирать, так все страховщики первые, а как обязательства выполнить или что оформить, так им тяжело сразу, – высказали свое мнение представители ГИБДД. – С введением новых правил и норм им работы прибавится, конечно, пусть обучают своих представителей, комиссаров аварийных, благо, это нетрудно. А у нас не хватает экипажей, чтобы вовремя все ДТП оформлять. Люди бывает по несколько часов ждут, пока к ним дежурные доберутся. Сразу, конечно, ничего не случится, но люди будут постепенно привыкать и со временем перестанут дергать нас по мелочам. Соответственно, и качество работы повысится».
«С первого числа посмотрим, как и что получается, – говорит специалист по автострахованию автосалона «Восток-сервис» Вадим Липатов. – Возможно, что это прибавит ответственности как страховщикам, так и автовладельцам».
Фото: Коллаж Алины ВИШНЕВСКОЙ