Согласно законам рынка, изменяются цены на топливо. В этом убеждены практически все компании, торгующие нефтепродуктами. Буквально в один голос специалисты утверждают, что руководитель ФАС Артемьев, мягко говоря, не прав, утверждая, что торговцы нарушают антимонопольное законодательство и завышают цены на бензин. И кивают на государство.
Напомним, что по мнению ФАС, топливо должно стоить на 10 процентов меньше, чем сейчас. Чиновники обвиняют нефтяные компании в том, что они получают слишком высокую маржу. Мало того, по словам руководителя ФАС Игоря Артемьева, они планируют возбудить дела против всех компаний, работающих на розничном рынке торговли нефтепродуктами в России.
«По данным мониторинга мы выявили 251 компанию, работающую в рознице, все они нарушают антимонопольное законодательство, – заявил Артемьев. – На фоне нынешних цен на нефть цены на бензин недопустимо высоки». Кроме того, руководитель ФАС отметил, что в этот список попали все крупнейшие нефтяные компании России.
По результатам мониторинга цен на топливо, проведенного ФАС, с июля 2008 по январь 2009 года маржа торговцев бензином выросла в два-три раза: для бензина Аи-92 она увеличилась с трех до восьми рублей, для бензина Аи-95 – с трех до семи рублей, а на дизельное топливо – с четырех до 7,5 рублей. Как считают чиновники, тем самым крупные нефтяные компании, скорее всего, пытаются компенсировать убытки от экспорта нефти.
Тем не менее в декабре бензин подешевел на 7,3 процента, а эксперты из Российской топливной ассоциации сразу после Нового года выступили с прогнозом, что за январь бензин марки Аи-92 подешевеет до 16-17 рублей за литр. Однако за неделю, с 20 по 26 января, цены на бензин упали всего на 0,7 процента, а литр девяносто второго сейчас стоит (в среднем по России) чуть больше 19 рублей. А вот в США, например, падение цен на нефть на мировом рынке повлекло за собой резкое снижение цен на бензин. Здесь литр бензина сейчас стоит в переводе на рубли 12-14 рублей!
«Что касается высказываний директора ФАС, то могу привести пример – в центральном регионе цены на наших заправках на 92 бензин ниже 20 рублей, 95 – в пределах 20 с копейками, – рассказал сотрудник пресс-службы корпорации «Лукойл», который предпочел не представляться. – Вообще открою «секрет» – цены будет устанавливать рынок, а не отдельные компании и не директор ФАС. Мы крупная компания, но и мы не можем крутить ценами так, как нам кажется лучше и выгодней, а подчиняемся естественным потребностям и законам рынка. Представьте, что мы снизили цену на топливо на рубль-полтора. Через некоторое, очень короткое время другие компании, независимые АЗС и тот же ФАС обвинят нас в том, что мы демпингуем! Такое, кстати, уже было. Так что не все так просто, как кажется. Есть рыночные процессы ценообразования, которые работают. А снижение цен сохраняется, несмотря на инфляцию, курсы валют и скачки на биржах. Да и вообще, если взглянуть на приведенные господином Артемьевым цифры, получается, что все практически нефтяные и топливные компании нарушили антимонопольное законодательство. Так вот, все нарушить не могут: 5-10 еще смогут договориться, но не все же сразу!»
Кстати, по словам авторитетного сотрудника местной топливной компании, наша ситуация вообще не соответствует тому, что рассматривается ФАС – в Татарстане цены ниже, чем в общем по России, на два-три рубля. А компания ТАИФ на своих заправках держит такие низкие цены, что к ним очереди выстраиваются. Все хотят затариться по дешевке. И несмотря на то, что демпинг – болезнь новичков рынка, факт налицо. Сколько теряется при этом прибыли, недополучается налогов, не выдается зарплат, можно посчитать. 200 миллионов – примерно во столько оценивают убытки государства специалисты топливного рынка. Ну а пока в Ассоциации независимых предприятий татнефтепродуктообеспечения проводят бесчисленные совещания, водители под завязку заливают баки. Когда еще такое удачное время настанет?