Для автошкол и желающих получить водительские права наступили трудные времена. С 1 января вступила в силу новая учебная программа с увеличенным количеством часов практического вождения, что сильно бьет по карману учеников. Более того, на днях приняты новые требования к автошколам, из-за которых с 1 июля большинство учебных заведений могут попросту закрыться. Чем это обернется для соискателей на водительское удостоверение, пока остается только догадываться.
Утвержденные требования к учебным учреждениям, занимающимся подготовкой водителей, имеют три важных пункта. Во-первых, с июля этого года каждый учебный автомобиль в обязательном порядке должен быть оборудован аудио- и видеосистемой. Проще говоря, должны появиться видеокамеры, фиксирующие процесс обучения и сдачи экзамена. Видеозапись поможет разрешить любые спорные ситуации, нередко возникающие при сдаче экзамена в ГИБДД.
К лету каждая автошкола должна обзавестись неким аппаратно-программным комплексом тестирования и развития психофизиологических качеств водителя. По замыслу специалистов из Министерства образования РФ, утверждавших требования, с помощью компьютерных психодиагностических методик будет проводиться оценка важных качеств будущих водителей: восприятие пространства и времени; глазомер; устойчивость, переключаемость и распределение внимания; память; психомоторику; эмоциональную устойчивость и динамику работоспособности. Кроме того, тестированию подвергнутся качества личности претендентов на водительское удостоверение: свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность и нервно-психическая устойчивость.
Если на первые два дорогостоящих требования – видеосистемы и АПК – автошколы еще способны найти средства, то третье условие может стать причиной закрытия десятка автошкол. Дело в том, что принятый документ определяет требования к автодромам, на которых проходят обучение водители. Площадка должна иметь ровное асфальтобетонное покрытие, круглосуточное освещение и имитировать реальные дорожные условия. На автодроме обязательно должен быть регулируемый светофором перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, дорожные знаки и разметка.
Теперь всем автошколам придется думать, как оборудовать автодром, соответствующий всем нормативам. Большинству из них придется закрыться. Крупным автошколам, которым удастся найти деньги на строительство, придется столкнуться с проблемой поиска свободных земельных участков. Теоретически, небольшие автошколы, не располагающие достаточными средствами, могут объединиться и постараться отстроиться в складчину. Однако на практике почти невозможно объединить конкурирующий бизнес.
Пока автошколы не поддаются паническим настроениям.
«Мне кажется, что у нас в Казани слишком много автошкол, поэтому в связи с изменением требований, часть вынуждена будет закрыться, – считает специалист автошколы РОСТО Светлана Ессина. – К нам пока идут хорошо, очередная группа уже начала обучение по новой программе. Стоимость обучения в автошколах разная, от 16 до 20 тысяч рублей за курс. Стоимость поднялась из-за того, что увеличили количество практических часов с 35 до 50, а за машину и бензин надо платить. Думаю, что в дальнейшем от изменения плана могут пострадать крупные организации, им придется сокращать количество групп – они не будут набираться, а текущие расходы останутся на прежнем уровне. Конечно, само качество обучения повысится, все-таки лишние часы практики должны принести пользу. Курсанты будут более уверенно себя чувствовать на дороге. Кроме того, за руль они станут допускаться только после теоретического зачета, то есть все ПДД начнут понимать на практике. Конечно, все рекомендации, особенно оборудование автодрома, некоторые мелкие частные школы соблюдать не станут – программа носит рекомендательный характер. Думаю, что в этом случае помогут проверки контролирующих организаций. Но говорить об этом можно будет только летом, когда вступят в силу все требования программы».
Автошколы, Госавтоинспекция и министерство образования области ждут утверждения трех важных документов: технических требований к аудиовидеосистемам и АПК, а также методики сдачи экзаменов на вождение. Если первые два нужны для того, чтобы четко представлять, что приобретать автошколам, то методика может сильно изменить устоявшиеся правила.
Несомненно, что новые требования к автошколам неминуемо приведут к сокращению числа образовательных учреждений и укрупнению серьезных игроков данного рынка. В ГИБДД видят лишь плюсы в этой тенденции: вместо сотен мелких автошкол, ютящихся по подвалам, давно пора перенимать европейский опыт и создавать крупные учебные центры по подготовке водителей.
Фото: Фото с сайта Ucheba.ru