Законодательные власти страны сделали очередной шаг в деле борьбы с пьянством за рулем. Вчера во втором и третьем чтениях Госдума одобрила поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации, согласно которым опьянение водителя (алкогольное или наркотическое) теперь приравнивается к отягощающим обстоятельствам в случае ДТП с пострадавшими или жертвами. Раньше трезвые и пьяные водители наказывались одинаково.
Теперь же в случае нанесения тяжкого вреда здоровью водитель получит до трех лет лишения свободы. Если в результате ДТП погиб человек, срок заключения составит до семи лет (раньше до пяти). Если авария унесла жизни двух и более человек – до девяти лет (раньше до семи лет). Во всех случая водитель лишается права управления транспортным средством на срок до трех лет.
Спикер Госдумы Борис Грызлов отметил, что вождение в пьяном виде является очень серьезным правонарушением, поэтому власти должны приложить все силы в борьбе против этого зла. Работа началась еще в прошлом году, когда была одобрена практика административных арестов за езду в нетрезвом виде «лишенцами». Мера оказалась достаточно эффективной, поскольку прежняя схема суммирования сроков изъятия водительского удостоверения абсолютно не действовала на закоренелых пьяниц, которые уже лишились прав. В результате появились водители, срок лишения прав которых достигал 70-80 лет, что мало волновало их, поскольку никакого фактического запрета на управления транспортным средством не было. «Отсидка» в изоляторе оказалась более доходчивой, и в 2008 году статистика «пьяных» аварий поползла вниз: по сравнению с 2007 годом их число снизилось на 12,7% (количество погибших уменьшилось незначительно – на 6,7%).
«Я считаю, что от этого закона большого вреда не будет, но и рассчитывать на то, что он станет панацеей, неправильно, – говорит депутат Государственной думы РФ, председатель общества «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. – Приходится признать, что благодаря такому неприятному явлению, как коррупция, большинство злостных нарушителей ПДД и соответственно, закона – попросту откупаются. Да и вообще при такой постановке вопроса усиление и ужесточение играет против власти: количество нарушений, злоупотреблений служебным положением, фактов взяточничества и тому подобных явлений только увеличится. Лечить надо причины, а не как у нас – следствие. Однако у нас общая антиалкогольная политика не развита. Ведь алкоголь – монополия, которую государство ревностно оберегает. Да, от его продажи государство имеет огромную прибыль, вот только мы все на дорогах в результате платим несоизмеримую с этой прибылью цену».
В целом нетрезвые водители ответственны за 6% аварий с пострадавшими, однако следует помнить, что нередко подобные ДТП характеризуются колоссальной тяжестью последствий. Нынешние поправки в статью 264 УК усиливают ответственность нетрезвых водителей за тяжелые аварии, что наверняка отрезвит некоторых – как в прямом, так и в переносном смыслах слова.
«Это нужно было делать раньше, – считает председатель Татарстанской республиканской общественной организации Всероссийского общества автомобилистов Юрий Кулагин. – Ситуация на дорогах, конечно, изменится но, правда, не так, как хотелось бы. Несомненно то, что общий процент ДТП снизится. Все-таки люди будут лишний раз остерегаться садиться за руль в нетрезвом виде. Но в общем ситуацию этот закон не изменит. Здесь следует подходить более комплексно. Приведу пример – как только в крупных городах ввели систему видеофиксации, количество нарушений ПДД резко снизилось, но после того, как водители привыкли к нововведениям, ситуация снова выровнялась. То есть процент снижения конечно есть, но он минимальный. Так же будет и с этим законом».
Фото: Фото с сайта Img.gazeta.ru