Общие продажи АвтоВАЗа на российском рынке за прошедший год упали на 6% ниже уровня 2006 года. Точнее, до 622 тысяч автомобилей. При этом экспортные поставки автомобилей практически не изменились – 106 тысяч автомобилей против 107 тысяч в прошлом году.
Начиналось все хорошо: показав в 2007 году впервые за долгое время рост продаж на 4,5%, АвтоВАЗ с небывалой прытью начал наращивать сбыт автомобилей, и вплоть до мая средний прирост по месяцам составлял 25%. С июля ситуация изменилась, и продажи ушли в небольшой минус, что отчасти было связано с большой базой прошлого года. Но в августе разразился кризис, и теперь уже статистика провалилась неумолимо – минус 30% относительно августа 2007. Еще более провальным стал декабрь ушедшего года, когда продажи упали на 41%. Ситуация могла бы быть еще хуже, если бы автопроизводитель не стимулировал клиентов с помощью скидок в 15 тысяч рублей и разнообразных подарков.
Любопытно, что до сих пор львиную долю продаж завода составляют давно устаревшие модели: «классика» и «Самара». Другими словами, АвтоВАЗ выживает за счет наследия советских времен, которое люди покупают в первую очередь благодаря невысокой цене. Тем не менее, последние месяцы именно «классика» и «Самара» теряли рыночную долю сильнее всего – видимо, с каждым годом возраст сказывается острее. «Калина» и особенно «Приора», наоборот, показали положительный прирост продаж, однако не смогли перевесить общей тенденции.
«Если взять год в целом, то он прошел со знаком плюс, – говорит заместитель генерального директора КанАвтоВаза, официального представительства АвтоВАЗа в Татарстане, Сергей Чернов. – Самый пик был в июле и августе, примерно до середины сентября. Но финансовый кризис в конце концов дал о себе знать. Первым делом он повлиял на банки. Те приостановили кредиты и отсеяли ту часть клиентов, которые покупали машины в кредит. Это продолжалось с сентября по конец ноября. Постепенно банки выбрали новую стратегию и предложили клиентам новые условия кредитов. В декабре рынок всколыхнула активность покупателей, предпочитающих наличность. То есть машины брали сразу, выплачивая полную сумму. Также много было корпоративных заказов. Однако в целом падение все равно оказалось очень заметно – где-то на 30-35%. Естественно, что мы скорректировали свои планы в соответствии с изменившимися условиями как раз на эти 35%».
Год назад, учитывая рыночную конъюнктуру, а также грядущий альянс с Renault, руководство автозавода озвучило амбициозный план выпуска автомобилей – 947 тысяч. Причем при благоприятном развитии событий АвтоВАЗ надеялся впервые в своей истории перешагнуть планку в один миллион автомобилей. Увы, из-за кризиса даже план-минимум оказался недовыполнен на 22%.
Наступивший год обещает быть тяжелым для всех, в том числе для АвтоВАЗа. В первые месяцы дилеры будут распродавать складские остатки, и сам завод возобновит работу только с февраля. Однако на руку российскому автогиганту будет играть ряд факторов. Увеличение таможенных пошлин ослабит конкуренцию со стороны недорогих иномарок, например, если до сих пор за 300-320 тысяч рублей можно было купить либо Priora, либо Toyota Vitz 2004-2005 года, то теперь последний подорожает примерно на 40 тысяч рублей, что является весомой суммой для покупателей в этом ценовом сегменте.
Кроме того, правительство пообещало компенсировать часть кредитной ставки при покупке российского автомобиля ценой до 350 тысяч рублей, а в этот диапазон в настоящий момент попадают все модели волжского автозавода. В целом спрос должен сместится в сторону более дешевых автомобилей, поскольку те, кто рассчитывал купить хорошую иномарку в кредит, сегодня могут склонится к покупке «Лады» как временному варианту. Наконец, у волжского завода имеются хорошие перспективы в отношении альянса с Renault – французская компания предоставит платформы для постройки более или менее современных бюджетных автомобилей, которые и будут востребованы в ближайшее время.
«В 2009 году мы делаем ставку на автомобили «Калина», – признается господин Чернов. – Уникальная акция от производителей «Авто по цене завода», продолжается до сих пор. При этом наши затраты возмещает завод. Также хорошим результатам продаж должно способствовать то, что Тольяттинский автозавод резко заметно повысил качество своей продукции. В частности, этим стали отличаться «Калина» и «Приора». Ну, а нашей главной силой является «четырнадцатая», которая остается лидером продаж. Сейчас новых автомобилей не поступает – завод до февраля остановил конвейер, но запасов автомобилей на складах все равно хватит до марта».
Но на реализацию планов требуются деньги: по оценкам, в 2009 году АвтоВАЗу понадобятся инвестиции в размере 47 миллиардов рублей, но взять их у банков будет сложно из-за непомерно высоких кредитных ставок. Правительство пообещало помочь заводу в поиске денег, в том числе за счет выпуска облигаций.
Фото: Фото с сайта Autoarea.ru