С понедельника, 12 января, вступили в силу новые таможенные пошлины. Особенно сильно они сказались на стоимости иномарок в возрасте от пяти до семи лет: так, если вчера за шестилетний 1,5-литровый автомобиль стоимостью 10 тысяч долларов (чуть более 300 тысяч рублей) на таможне нужно было оставить 62 тысячи рублей, то сегодня – 197 тысяч рублей! В меньшей степени повышение пошлин сказалось на новых автомобилях, ввозимых автодилерами. Например, в популярном ценовом сегменте 500-550 тысяч рублей дополнительный таможенный платеж составляет примерно 20-40 тысяч рублей, в зависимости от объема мотора. Рассчитать точную стоимость таможенных платежей для конкретного автомобиля вы можете с помощью таможенного калькулятора.
В предпраздничные и праздничные дни на многих таможенных терминалах творился хаос: все торопились провезти машины по старым тарифам. Некоторые компания усиленно создавали товарные запасы на будущее, поэтому поток импорта ощутимо увеличился.
«Следует отметить, что напряженность вокруг данной ситуации на автомобильных пунктах создается самими перевозчиками и физическими лицами, стремящимися ввезти на территорию Российской Федерации как можно большее количество легковых транспортных средств до вступления в силу новых ввозных таможенных пошлин», – говорится в официальном пресс-релизе федеральной таможенной службы.
Чтобы снизить напряженность, многие таможенные терминалы и порты перешли на усиленный рабочий режим в праздничные дни. Однако в ряде случаев автомобилисты заподозрили власти в намеренном блокировании таможенных пунктов, чтобы снизить поток импорта. Например, в 20-х числах декабря в порту Владивостока внезапно изменилась процедура оформления, и для подачи документов стала необходима подпись начальника таможенного поста, что привело к образованию колоссальных очередей и накоплению на складах Японии и Владивостока около 30 тысяч нерастаможенных машин. По оценкам, эта маленькая хитрость пополнит казну России примерно на полмиллиарда рублей.
«Меры воздействия государства на процесс прохождения таможенного контроля мы ощущали на себе, – говорит менеджер логистики автосалона Yamato Motors Владимир Чернов. – Причем, сразу было видно, что проблема создана искусственно, для того чтобы как можно большее количество машин не успели пройти таможенный контроль и попали бы под закон о повышении пошлин. А автомобилей там скопилось очень много. В результате власти издеваются над народом, ничего не объясняя, а мы буквально «попадаем на деньги», также как и автолюбители, которые имели неосторожность протянуть с покупкой до Нового года. Теперь все, не успеют, спасибо таможне и нашему правительству».
Решение правительства спровоцировало ряд акций протеста во многих городах России. Особенно активно выступали жители Дальнего Востока, и во время одной из акций правительство разогнало демонстрантов силами столичного ОМОНа, что привело к еще большему непониманию в отношениях сторон.
«Вообще на оформление всех бумаг и прохождение таможенных процедур обычно уходит порядка 10 дней, – говорит директор автосалона «Премьер Моторс» Александр Якимов. – А сейчас, как говорится, «граница на замке». То есть искусственно создаются препятствия для нормального прохождения автомобилей через границу. Предвидя подобное развитие ситуации, мы свернули свою деятельность в этом направлении бизнеса. То есть сейчас все, поезд ушел, если кто и хотел купить авто подешевле, уже не успеет».
С призывом пересмотреть решение о введение пошлин к России обратились официальные лица Японии. Наша страна является вторым по величине иностранным рынком для островного государства, и в прошлом году к нам был завезен почти миллион японских автомобилей в пропорции подержанные–новые: 32–68 (данные агентства «Автостат»). По оценкам, введение пошлин приведет минимум к двукратному уменьшению импорта, и в 2009 году Япония потеряет на этом около 10 миллиардов долларов. Японский МИД заявил, что действия России противоречат принципам свободной торговли и в перспективе могут воспрепятствовать вступлению страны в ВТО.
Параллельно в нескольких городах, имеющих автомобильные градообразующие предприятия, проходили акции в поддержку решения правительства. Многие посчитали эти мероприятия «режиссурой», призванной дать правительству моральное право выбирать из двух противоборствующих сторон удобную. Вместе с тем российские автопредприятия действительно испытывают на себе влияние кризиса: на ряде заводов прошли сокращения рабочих (например, ТагАЗе и КамАЗе), практические все ввели расширенные новогодние каникулы, а ряд компаний перешел на сокращенную рабочую неделю.
«Будем выживать дальше, просто объемы сократятся, а авто с маленькой кубатурой будут продаваться и дальше – на них повышение не сильно отразилось, – комментирует ситуацию генеральный директор компании JapCar-Kazan Павел Белов. – Примеры таких авто – Toyota Vitz , Nissan March, Mitsubishi Pajero Mini, Suzuki Jimny. Сейчас на таможне очередей не наблюдается, особенно после ввода новых пошлин. Дотамаживаются автомобили, документы на которые были поданы до введения новых пошлин. В целом же объемы продаж автомобилей могут сократиться от 30 до 80% в зависимости от доли малолитражек».
Во время недавнего визита на завод КамАЗ премьер-министр России Владимир Путин заявил, что решение пересматриваться не будет, однако предложил ряд мер, призванных подсластить пилюлю жителям Дальнего Востока. В частности, премьер озвучил планы введения нулевого тарифа на железнодорожную перевозку автомобилей российского производство в дальневосточные регионы. Однако подобные полумеры не остудили народного гнева, и с 10 по 12 января акции протеста возобновились в нескольких городах Дальнего Востока, в Екатеринбурге, Петербурге и Москве. Причем все чаще они принимают политическую окраску, например, достаточно активное участие в них принимают представители КПРФ, а среди требований участников – отставка правительства Владимира Путина.
Фото: Фото с сайта Аvtosvoboda.com.ua