Решение правительства о повышение таможенных пошлин на автомобили привело к расколу страны буквально на два лагеря. В эти выходные во Владивостоке состоялось уже третье несанкционированное выступление граждан против повышения пошлин, в котором приняли участие более 1000 человек. В результате стычек с ОМОНом несколько человек получили травмы, а 61 человек задержан. К акции протеста присоединились жители других дальневосточных городов, а также Читы, Иркутска, Барнаула, Томска, Челябинска, Екатеринбурга, Казани, Калининграда.
В это же время на российских автозаводах, в частности УАЗе, АвтоВАЗе, ГАЗе и КамАЗе, проходят акции в поддержку мер правительства. Практически все российские предприятия вынуждены ввести расширенные новогодние каникулы, и сотрудники опасаются начала массовых увольнений. В российском автопроме, с учетом иностранных предприятий, трудится 1,5 миллиона человек, и отмена пошлин может ударить по ним и их семьям. Вместе с тем, многие считают эти акции «заказными» – якобы их организовали профсоюзы с подачи правительства, чтобы дать ему моральное право из двух противоборствующих сторон выбрать нужную.
Ситуация действительно противоречива. По сути дела, сегодня происходит дележка пирога под названием «российский авторынок», который из-за кризиса усох настолько, что на всех его больше не хватает. Кому отдать его большую часть: российским автозаводам, иностранным концернам или продавцам подержанных автомобилей?
«У нас любят брать пример с Америки, так вспомните Рейгана, – комментирует ситуацию системный аналитик, юрист Владимир Кутиков. – Напомню, в ситуации, когда японцы закидали Штаты дешевыми и качественными автомобилями, их автомагнаты тоже взвыли, и стали требовать поднять пошлины! Так Рональд им порекомендовал делать свои машины лучше и качественнее. И все. Вот это и называется конкуренцией! А мы опять строим железный занавес. Представьте себе картину: повышение пошлин на инвалютные холодильники, магнитофоны, телевизоры, (смотрите отечественный «Рекорд», покупайте отечественные телефоны «Кирпич», курите махорку). Собственно эту схему нам и предлагают».
Премьер-министр России Владимир Путин в конце прошлой недели посетил завод «КамАЗ» в Набережных Челнах, где состоялось совещание по проблемам поддержки российского автопрома. В ходе заседания премьер дал понять, что отмены решения о повышении пошлин не будет.
«Повышение таможенных пошлин на импортную технику – это то, что мы ожидали больше года, и эти меры, конечно, положительно сказались на «КамАЗе», – считает генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин. – Главное в сложившейся ситуации – стимулировать спрос на автотранспорт и ограничить действия в России недобросовестных поставщиков техники, в первую очередь работающих с китайскими производителями, которые ввозят в страну автомобили, не соответствующие элементарным требованиям по безопасности. Если из этого кризиса мы не сумеем выйти более мощными, современными, стабильными, то к 2013–2015 году мы будем неконкурентоспособными. То есть в этой ситуации нам необходимы более дешевые кредитные ресурсы, которые позволят российским автозаводам реализовывать инвестиционные программы».
Вместо этого Владимир Путин предложил план по поддержке отечественного автопрома, который обойдется казне в 230 миллиардов рублей.
Так, в следующем году правительство поможет населению покупать автомобили стоимостью до 350 тысяч рублей в кредит сроком до трех лет: проценты в размере 2/3 (8,6%) от ставки рефинансирования ЦБ будут компенсироваться правительством. Эта мера подстегнет спрос на российские автомобили и бюджетные иномарки, производимые в России: Renault Logan, FIAT Albea, Hyundai Accent. «Гражданам, которые собираются приобрести автомобиль, лучше это сделать в 2009 году, потому что эта мера будет действовать только в этом году», – заявил премьер-министр.
Также правительство решило, что тратить бюджетные деньги можно будет только на автомобили, произведенные на территории Российской Федерации, для чего уже подготовлен приказ, благодаря которому подобные машины получают изрядные преференции на торгах по сравнению с импортируемыми аналогами. Это решение, возможно, поможет проекту Volga Siber, а также облегчит судьбу Ford Mondeo, производство которого должно быть налажено во Всеволжске в первом квартале 2009 года.
А как же Дальний Восток? Премьер указал, что лишь 8% автомобилей, вывозимых из Японии, оседают во Владивостоке, остальные предназначены для продажи в другие регионы. Таким образом, речь идет о сугубо коммерческих интересах ряда граждан. Чтобы жители Дальнего Востока смогли покупать новые автомобили по разумным ценам, правительство вводит нулевой железнодорожный тариф на перевозку машин из центра России. Это, по мнению премьера, должно решить проблему автомобилей для личного пользования.
Фото: Фото с сайта Km.ru