Кризис бьет не только по автопроизводителям. Серьезные проблемы появились у организаторов у участников автогонок – одного из самых дорогих видов спорта.
Так, официально заявила о своем уходе из гонок «Формулы 1» команда Honda, и есть опасения, что за ней последуют другие команды. В качестве наиболее вероятных кандидатов называются Toyota и Williams. Даже Ferrari, несмотря на двухлетний лист ожидания на дорожные модели, парадоксальным образом столкнулась с проблемой перепроизводства и резкого сокращения прибылей, однако руководитель гоночной команды Стенфано Доминикале отрицает возможность ухода из «Формулы 1».
Suzuki и Subaru объявили об уходе из чемпионата мира по ралли. Если первая команда только-только дебютировала в чемпионате, то Subaru – старожил чемпионата (три титула в личном зачете, три – в командном) и одна из ярчайших звезд. Для марки это серьезный удар, ведь во многом успешные продажи обеспечивались за счет эффекта ореола, которым версии WRX STI озаряли остальной модельный ряд. И это не последние потери. Так Porsche и непобедимая Audi уходят из американского и европейского чемпионатов Le Mans Series.
Сегодня трудно оценить реальный урон, который кризис нанес мировому автоспорту, однако несомненно одно – урон серьезный. Причина в самой природе автоспорта: он зависит от автопроизводителей, спонсоров и телевидения, которые оказались под ударом.
Кризис может привести к двум последствия. Первое – исчезновение целых гоночных серий, которые не сумеют набрать достаточное количество участников и средств для проведения соревнований. Второе – кардинальное изменение правил в целях сокращения расходов.
Характерный пример – «Формула 1». Кризис подстегнул FIA и команды срочно утверждать комплекс мер по снижению расходов. Так, уже в 2009 году будут запрещены все тесты и продувки полноразмерных моделей в аэродинамических трубах по ходу сезона, и каждая команда должна будет закрывать все свои фабрики на шесть недель во время чемпионата. Лимитаторы мотора будут настроена на 18 тысяч об/мин, а каждая команда сможет использовать лишь 20 моторов за сезон. Также рассматривается возможность сокращения дистанции гонки.
«Ожидается, что в 2009 году эти изменения сэкономят командам автопроизводителей около 30% бюджета в сравнении с 2008 годом, в то время как экономия независимых команд может быть даже больше», – говорится в официальном релизе FIA. Скорее всего, командам придется сократить до половины персонала...
А что в России?
Кризис сказался и на отечественном автоспорте, например, в чемпионате России по ралли. Рассказывает чемпион 2008 года (класс N2), гонщик команды «Успенский Ралли Техника» Алексей Игнатов: «Положение достаточно серьезное, бюджеты урезаются и у команд, и у организаторов. Больше всего пострадали команды, которые принадлежали компаниям по продаже автомобилей и есть большая вероятность, что некоторые откажутся от участия в чемпионате России. Однако, даже если кто-то уйдет, это не значит, что насовсем: кризис не будет длиться вечно. Команда УРТ в будущем году планирует выступать в чемпионате мира по ралли (WRC), и, вероятно, из-за нынешнего экономического климата ради этой цели ей придется уйти из чемпионата России».
Как и в «Формуле 1», организаторы приняли целый ряд мер по сокращению расходов участников и организаторов: «В следующем году вместо девяти этапов чемпионат России будет включать шесть, и вместо двух-трех дней каждый этап будет проходить в течение одного, – рассказывает Алексей Игнатов. – Также идет речь о сокращении километража гонок: нынешний минимум – 150 километров, сейчас планируется снизить его до 120 километров».
Разумеется, никто не в восторге от подобных мер – как минимум они снизят престижность гонок. «Чемпионат в некотором роде превращается в лотерею, – считает Алексей Игнатов. – Цена ошибки растет, и возможности отыграться становится меньше, поэтому выиграть чемпионат может далеко не самый сильный пилот благодаря некоторому везению. Сокращение количества и протяженности гонок также имеет негативный эффект для пилота: снижается «накат» (время за рулем в боевых условиях), а значит компенсировать его надо количеством тренировок, что также недешево».
«В стране кризис, и нас он тоже касается, – говорит исполнительный директор РАФ (Российская Автомобильная Федерация) Сергей Иванов. – Сразу отмечу, что никаких серьезных потрясений мы не испытываем, однако практически весь наш спорт – частного характера, и спортсмены вынуждены в большинстве своем оплачивать поездки из своего кармана. Для того чтобы как-то уменьшить их затраты, нам приходится корректировать регламент соревнований. То есть сокращать количество заездов, длительность некоторых туров, уменьшать дистанции. Тут и бензин экономится, и резина, и время проживания. Сейчас спортсмены все чаще ищут спонсоров, жалуются на отсутствие средств. Не возьмусь предсказывать ситуацию на 2009 год, но до последнего времени количество спортсменов только увеличивалось. Что касается планов, то они изменились ненамного, только с учетом корректировок на облегчение финансовой составляющей».
Однако не все так драматично. Так, АвтоВАЗ запланировал полноценное участие заводской команды в мировом чемпионате по кузовным гонкам (WTCC), причем компания объявила об этом уже в конце ноября, в разгар кризиса. А звезда российского ралли молодой Евгений Новиков принял участие в тестах нескольких ведущих команд мирового чемпионата по ралли. Правда, тесты в Subaru вряд ли можно считать перспективными – команды-то уже нет.
«Наши местные соревнования не требуют больших расходов, – говорит бухгалтер казанского отделения РОСТО Ольга Чистякова, – поэтому сильных финансовых затруднений в связи с кризисом мы не испытываем. Да и выездные пока можем обеспечивать. Что будет в 2009 году, еще не известно, если финансирование снизится, то от поездок на соревнования придется воздержаться или, по крайней мере, их сократить до минимума».
«Основные наши поездки на соревнования в этом году закончились, – говорит президент Казанского оффроуд клуба Константин Болдышев. – То есть успели до кризиса практически. Но движения клуба не показатель – у нас ведь организация некоммерческая, участники сами оплачивают проезд и проживание. Поэтому каждый случай надо рассматривать индивидуально. Есть деньги – едет экипаж. Нет, значит готовится к следующему соревнованию, пропуская эти. На Кубок России в этом году ездили те, кто был к этому готов. То есть кризис, конечно, нас коснулся, но в индивидуальном порядке».
В любом случае, основные мировые, национальные и региональные чемпионаты должны выстоять. Да и радикальное снижение расходов – не такая уж плохая тенденция, ведь финансовое бремя угрожает многим сериям не первый год.
Фото: Фото Артема КРАСНОВА