Вчера президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о внесении в статьи 154 и 164 Налогового кодекса России изменений, которые значительно облегчат жизнь российским дилерам при работе по схеме trade-in.
Обычная схема налогообложения в этих случаях давала сбой. Допустим, дилер забрал автомобиль за 400 тысяч рублей в счет новой машины, и выставил его на продажу за 450 тысяч рублей. Какой налог должен заплатить дилер? По идее, 450 * 0,18 = 81, но за вычетом налоговой суммы, уплаченной предыдущей в цепочке компанией, то есть 400 * 0,18 = 72. Итого девять тысяч рублей (проще говоря, налог должен взиматься с добавленной стоимости в 50 тысяч рублей: 50 * 0.18 = 9). Однако машину по trade-in дилер чаще всего принимал у физического лица, которое не платит НДС, а потому дилер не получал компенсацию. Получалось, что он платил налог с полной стоимости автомобиля и существенно переплачивал: в нашем примере аж в восемь раз! И это не предел, ведь иногда дилеру выгоднее выставить автомобиль на продажу по цене покупателя (для ускорения продажа), то есть без какой-либо выгоды для себя, но платить налог со всей стоимости было совершенно невыгодно.
Иногда дилеры использовали лазейки, например, оформляли сделки trade-in на физических лиц, чтобы платить налог с разницы цен, а не с общей суммы. Иногда просто занижали суммы в договорах купли-продажи, но это было невыгодно клиентам, покупающим «трейдиновские» машины: как минимум, они могли нарваться на большой налог при перепродаже автомобиля.
«Это решение, естественно, идет на пользу всем продавцам подержанной техники, – говорит главный бухгалтер автосалона «Фобос» Гульнара Галеева. – Теперь облагается налогом маржа, поэтому мы можем предложить автомобиль по более выгодной цене. Это хорошо тем более, что старую машину сейчас продать несоизмеримо труднее, чем новую».
Изменения в Налоговый кодекс, подписанные Дмитрием Медведевым, позволят разрешить это противоречие, что наверняка скажется на развитии рынка trade-in. Подобная схема, по сути дела, является идеальным вариантом «круговорота машин» на рынке. Поездив несколько лет, человек сдает автомобиль дилеру, доплачивает разницу и берет автомобиль выше классом. Выгодно всем: дилер получает клиента с большим первоначальным взносом (в виде автомобиля), клиент избавлен от необходимости продавать автомобиль. Затем дилер проводит диагностику автомобиля и выставляет на продажу: на этом он может заработать, а может продать автомобиль почти по «себестоимости». В любом случае, для клиента такая схема выгодна надежностью – порядочный дилер не будет сбывать битый, неисправный или угнанное авто.
«Отмена НДС на нас не повлияла в принципе, – признается директор автосалона «Ди Авто» Евгения Камалетдинова. – Дело в том, что мы давно уже работаем по упрощенной схеме налогообложения. Да и на рынке такое изменение особой погоды не делает, тем более в условиях кризиса. Его просто не заметят».
Новая схема взимания НДС станет выгодной и для государства: уход от «теневых» схем позволит пользоваться услугами официальных дилеров половине авторынка подержанных автомобилей (приблизительно 250 тысяч машин в год). Таким образом, в казну государства поступит около 360 миллионов рублей. Дополнительные 135 миллионов рублей придут в бюджет от налогов с зарплаты персонала, нанятого для работы по услугам «trade-in».
Предполагается, что, в случае принятия поправок, закон вступит в силу с 1 января 2009 года.
Фото: Фото с сайта Rbcdaily.ru