Ситуация на рынке автокредитования ужесточилась. В Казани ряд банков уже отказался от этой услуги. Так отражается развивающийся кризис в области продаж автомобилей. Автокредиты под угрозой исчезновения: покупательский спрос постепенно падает – нет уверенности в будущем. Кредитные брокеры пытаются спасти ситуацию.
Автокредитование в Татарстане – двигатель рынка: по статистике, более 50% новых иномарок у нас продается в кредит. Особенно это касается бюджетных моделей. Сейчас автосалоны попали в неприятную ситуацию: многие покупатели, как заказавшие автомобили несколькими месяцами ранее, так и те, кто обращается в салоны сейчас, вынуждены отказываться от покупки машины из-за недоступности автокредита. В результате объем остатков на складах растет, а темпы роста продаж все время снижаются. Если до августа продажи автомобилей как в Татарстане, так и в целом по России росли в среднем на 40%, то в августе рост составил всего 22%, в сентябре – 20%. Итоги октября еще не подведены, но, по-видимому, цифры будут еще менее обнадеживающие.
«Сейчас в связи с кризисом происходит ужесточение условий автокредитования, – комментирует ситуацию специалист по автокредитованию ООО «Финэксперт» в Казани Ольга Фирсова. – Повышаются ставки, отменяются программы без первоначального взноса, без указания официального источника дохода. Некоторые банки вообще отказываются от предоставления услуг автокредитования. Сейчас можно взять кредит на новый автомобиль с первоначальным взносом в 20% по ставке 17% годовых – это одно из самых выгодных предложений. Рынок тоже отреагировал на угрозу инфляции: во время первой волны кризиса количество обращений резко выросло. По-видимому, люди старались вложить имеющиеся средства в автомобили. Теперь ситуация выровнялась, и количество клиентов постепенно идет на спад».
По данным некоторых кредитных брокеров, с начала 2008 года банки повысили ставки по кредитам на покупку автомобилей на 4-5%. Половина этого роста пришлась на октябрь: с начала месяца автокредиты подорожали уже на 2-3%. При этом ежемесячные платежи остались прежними, что делает кредиты все менее доступными для покупателей. Все чаще банки просят первый платеж размером 25-40%.
«Основной причиной увеличения рынка был рост покупательского спроса, – говорит директор компании A.I. Kearney Юрий Добрынин. – Люди стали зарабатывать больше, стало расти благосостояние, и, что самое главное, стал меняться стиль жизни. Активными потребителями стали уже новые поколения, которые рассчитывают на новые продукты. То есть устойчивый спрос был сформирован. Сегодня на рынке наблюдается некоторое насыщение, темпы роста падают, но тем не менее, несмотря на мировой финансовый кризис, рынок автокредитования у нас пока держится».
По словам специалистов, в ситуации, когда рост доходов становится значительно важнее доли рынка, банки поднимут LTV (Loan To Value) по кредитам, что означает исчезновение или заметное сокращение кредитования без первоначального взноса. Кроме того, стоит ожидать ужесточения требований к заемщикам (по способу подтверждения доходов, отношения аннуитета к доходу клиента и тому побобное), и, скорее всего, просто поднимут ставки. Что, впрочем, мы уже сейчас наблюдаем в Казани.
От долгосрочных прогнозов, к сожалению, все опрошенные нами специалисты уклонились.