Проект нового транспортного коридора Россия – Казахстан – Китай, который пройдет через Татарстан, утвержден, однако заявка на получение инвестиций из бюджета РФ будет рассмотрена только в 2009 году. Тем временем на территории Татарстана часть работ уже сделана. Пресс-служба министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ сообщает, что министр транспорта Татарстана Ильдус Фасхутдинов лично курирует этот проект.
Напомним, что Россия и Казахстан планируют построить новый транспортный коридор Россия – Казахстан – Китай, который позволит кратно сократить сроки доставки грузов. Татарстан к строительству дороги уже приступил.
«Транспортный коридор строится впервые после распада Советского Союза, и в этом его уникальность, – говорит Ильдус Фасхутдинов. – Этот проект позволит существенно повысить деловую и предпринимательскую активность регионов, чьи территории он связывает, создать условия для развития экономических связей северных европейских государств с Казахстаном и Китаем, наращивания объемов международной торговли, расширения промышленного производства. Кроме того, грузопотоки и транзитные перевозки могут быть направлены в обход наиболее загруженных участков в направлениях север–юг и запад–восток».
По словам министра, впервые дорога будет построена по нормативам категории IA, по крайней мере, на территории Татарстана, что предполагает удобный проезд для автомобилистов, так как она будет иметь максимальные радиусы, минимальные уклоны, будут решены вопросы обеспечения безопасности и дорожного сервиса.
В 2007 году правительство Татарстана на разработку концепции для обоснования выбора оптимального варианта прохождения международного транспортного маршрута Санкт-Петербург – граница Республики Казахстан выделило 2 млн рублей. Всего было рассмотрено семь вариантов прохождения маршрута, из которых лучшими показателями отличались татарстанские.
Это произошло по двум причинам. Во-первых, маршрут с балтийского побережья России, от вновь строящихся портов, до Казахстана и далее на Китай действительно кратчайшим путем пролегает именно через территорию Татарстана и Оренбургской области. Во-вторых, в Татарстане на сегодня часть этого пути построена: это участок дороги Шали – Сорочьи Горы с мостовым переходом через реку Кама, работы по которому еще продолжаются, и Алексеевское–Альметьевск, где начаты земляные работы.
Кроме того, рядом с Казанью планируется строительство Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра с функциями регионального оператора, который может стать крупным перевалочным пунктом экспортно-импортных грузов для всех регионов Поволжья, а также узловым центром для перевозки грузов по транспортному коридору.
«Те регионы России, которые претендовали на прохождение маршрута по своей территории, к сожалению, кроме черточки на карте, ничего предъявить не смогли, – отметил Фасхутдинов. – А теперь то, что путь пройдет через Казань и Оренбург, было озвучено на встрече президентов России и Казахстана. В случае, если нам удастся добиться финансирования через Инвестиционный фонд РФ, то соотношение будет таким: 50% – средства фонда, 25% – Татарстана и 25% – средства частных инвесторов».
«Заявка на финансирование нами подана, но на рассмотрение она пойдет, скорее всего, в следующем году, – говорит первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Павел Чернов. – Деньги немаленькие – 90 миллиардов, из которых 45 – федеральные. Таких инвестиций на строительство пока ни у кого не было».
По словам Чернова, для выяснения генерального подрядчика будут проведены торги. Но для облегчения и ускорения сроков осваивания инвестиций весь путь через Татарстан разделят на ряд участков, лоты которых и будут выставлены на торги. Причем конкурс будет открытым, и в нем смогут принять участие не только татарстанские, но и российские дорожно-строительные компании.
Первый зам предполагает, что в первую очередь в торгах примут участие инициативные инвесторы из Альметьевска: ОАО «СМП-Нефтегаз», ОАО «Алексеевскдорстрой», ОАО «Татавтодор», ОАО «Каздорстрой», ОАО «Трест Камдорстрой».
Планируется, что на территории Татарстана работы будут закончены к 2014 году. Время прохождения груза от Балктики до Южно-Китайского моря составит 12 дней (против 30 суток морем).