В пятницу, 3 октября, семинар «Градостроительная реорганизация и развитие приволжских территорий Казани» завершает свою работу в «Корстоне». Казанские, российские и зарубежные архитекторы сводят предложения, наработанные 10 проектными группами, которые занимались поиском оптимальных вариантов развития территории речпорта с августа. Итоги должны стать рекомендациями для казанских властей.
В центре внимания 10 архитектурных групп, в том числе четырех иностранных, – реорганизация района центральной прибрежной зоны (акватория Волги), площадью 5036 гектаров. Сейчас он, несмотря на то, что имеет большой потенциал с точки зрения расположения, практически не развит. При этом в Казани сложилась достаточно редкая для крупных городов ситуация: у города нет выхода к воде, прибрежная зона отделена от остальной части железной дорогой.
Как отмечает участник семинара, архитектор Тимофей Зверко (Казань), чтобы открыть выход к Волге, нужно поднять или «заглубить» железнодорожное полотно. Вопросы вызывает и нахождение на этой территории железнодорожного узла, по крайней мере, в его нынешних рамках. Кроме того, определяется, какой вид застройки оптимален для этой территории, – это должна быть мультифункциональная зона общественной доступности, открытая для людей. Местами это нарушается – как видно по карте, расположенная здесь резиденция на берегу препятствует доступу к воде.
Семинар проводится в три этапа – на первом архитекторы уже собирались для работы в Казани. В пятницу, 3 октября, из накопленных предложений определят самые перспективные.
«Разработка единой консолидированной градостроительной концепции участниками всех групп ведется в четырех блоках, связанных с экологией и созданием природного каркаса, поиском оптимальных решений в плане функционально-планировочного развития, координацией общих градостроительных направлений, решениями в сфере транспорта», – рассказала начальник отдела охраны памятников архитектуры и культурного наследия по городу Казани Ольга Авксентьева.
«Основной задачей нашего блока является выявление ключевых проектов, которые должны выстрелить в первую очередь, став точками роста. Разработка начинается с северной части территории – это зона железнодорожного хозяйства, от Кировской дамбы до Речного порта, с захватом пляжа Локомотив. Далее мы рассматриваем территорию грузового речного порта, две «лягушачьи лапки» – искусственные пирсы и лесную гавань. Сейчас мы прорабатываем связь центральной и восточной части с берегом Волги, вопросы формирования транспортных и пешеходных коридоров и узловых точек, куда они выводят», – говорит главный архитектор компании «Бауэр – Казань» Дмитрий Пузырев.
Архитекторы думали и над тем, какое решение будет самым удачным в плане организации транспортных потоков, как на территории речного порта, так и в плане городской логистики – транспортных артерий, которые связывают Казань с миром.
«Все 10 проектных групп предложили оригинальные обоснованные решения, связанные с транспортной схемой; сказать, что какой-то вариант неверный, нельзя: везде есть свои плюсы и минусы. По некоторым вопросам мнения разделились. Например, должна ли вдоль набережной Волги проходить автомобильная магистраль? Есть вопрос по всей транспортной политике района: приоритеты автомобильного или пешего, велосипедного движения, общественного транспорта. Европейские специалисты предлагают учесть их ошибки и автомобилизацию таких территорий ограничивать – в противном случае при повышении качества транспортного обслуживания теряется качество жизни, нужно искать
золотую середину», – считает председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвееров на транспорте Юрий Важник.
Далеко не все напрямую относится к вопросам градостроительства – но без решения вроде бы сторонних проблем привлекательным этот район сделать не удастся. Как отмечает Юрий Пузырев, ключевым проектом может быть и установка современных систем очистки воздуха на предприятии «Нафис–косметикс». Девелоперский проект гостиницы, квартала элитного жилья или дорогой многофункциональной застройки будет привлекательным для инвесторов только при учете всех факторов, в том числе и экологической обстановки.
Подробнее о стратегии развития района речного порта, выработанной по результатам градостроительного семинара, читайте в рубрике «Домострой».
Фото: Фото автора