После того как у Казани не вышло стать городом исторического наследия, появился шанс стать городом небоскребов. Пока к категории последних можно отнести жилой комплекс «Суворовский» и гостиницу «Ривьера». В ближайшие годы здесь может появиться еще несколько зданий высотой до 216 метров. Безопасность и рациональность строительства высоток сегодня обсуждались на круглом столе «Небоскребы в Казани: перспективы и трудности. Влияние на рынок недвижимости», который прошел в рамках выставки недвижимости на «Казанской ярмарке».
Небоскребы ассоциируются с современным обликом города и технологичностью XXI века. Если же принимать во внимание проблемы российского строительного рынка, и в частности отсталость технологий, к идее высотной застройки многие пока относятся с опаской.
Нарисуем – будем жить?
Как отметил заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Андрей Ясько, в Казани нет техники для эвакуации людей из высоток, специальных лифтов, предназначенных для обслуживания домов такого типа, недостаточно высокопрочных материалов, да и не все готовы жить на большой высоте.
В то же время в мировой практике небоскребы – одна из примет развитых городов. Строго говоря, к небоскребам относят высотки, перешагивающие планку в 150 метров. Небоскребы свыше 300 метров относят к сверхвысоким. Первым небоскребом стал 241-метровый «Вулворт», построенный в Нью-Йорке в 1913 году. Одним из трех небоскребов, строительство которых ведет ООО «Союзшахтосушение», должен стать 54-этажный дом премиум-класса высотой в 216 метров на танковом кольце возле МКДЦ. Еще один 35-этажный дом высотой 122 метра строится на улице Патриса Лумумбы по проекту архитектора Аитова: сейчас строители находятся на 16-м этаже. Есть планы по строительству небоскреба в районе улицы Гривка в Кировском районе.
«Небоскребы создают треугольник, центром которого будет Казанский кремль. Если их соединить лазерными лучами, панорама города будет очень эффектно смотреться с самолета. Даже сейчас с высоты 16 этажа открывается впечатляющая панорама на город», – делится планами директор Союзшахтосушения Рустем Зайнуллин.
Помимо них еще два 25-этажных здания в районе парка Горького намерена строить «Татнефть», возводится высотка в ЖК «Берег».
«15лет назад было принято решение, что по берегу Казанки город будет строиться низко. Сейчас развертка выше, но это не значит, что высотки – догма: необходимо избегать ошибок высотного строительства, например, 500-метрового здания Газпрома в Санкт -Петербурге. Наличие высоток не должно означать повышения плотности застройки, а строительство их не должно быть непродуманным, хаотичным. Интересно определить основные точки, где такие здания смотрелись бы уместно. Так, возможность строительства небоскребов будет рассматриваться и на градостроительном конкурсе по застройке территории Речного порта», – говорит председатель Союза архитекторов Татарстана Виталий Логинов.
Стандарты безопастности
Сейчас в Татарстане нет собственных строительных норм, сложно провести экспертизу. Наши небоскребы ее все-таки прошли, но будут строиться по московским нормам. А вот в Санкт-Петербурге и Челябинске строительство было приостановлено. Самая основная сложность – принципиально иной подход к строительным технологиям, материалам, качеству работ. Строить пятиэтажку и небоскреб, как говорят в Одессе, это две большие разницы.
«Опалубку для строительства 35-этажного дома заказывали в Германии. На большинстве строек в Казани этот вопрос решается по старинке – с помощью фанеры, гвоздей и молотка. Все специалисты обязательно должны проходить специальное обучение. 25 квалифицированных профессионалов в состоянии поднимать в месяц до трех этажей с соблюдением всей технологии. В Казани нет специальной техники для эвакуации людей с высотных этажей, но эту проблему можно легко решить. Федеральные власти готовы финансировать половину стоимости покупки такой машины при условии, что вторую оплатит бюджет. Машина стоит 50 млн рублей – компаниям, которые строят выше 15 этажа, достаточно скинуться по полтора миллиона. Кроме того, поскольку техника достает только до 70-метровой высоты, на верху небоскребов предусматривается площадка для посадки вертолетов и эвакуации людей, а в специальных помещениях на случай пожара, расположенных на технических этажах, люди могут продержаться до 24 часов, ожидая спасателей», – говорит Рустем Зайнуллин.
Свои особенность накладывает и климат – четыре времени года, перепад температур, достигающий 60 градусов. При этом нужно понимать, что в условиях низкого спроса на стандартное жилье для казанцев, обладающих высокими доходами, способ вложения средств в квартиры в небоскребах может быть интересен, а где новая ниша – там и желающие погреть руки в мутной воде. А непрофессионализм в этом случае может обернуться серьезными человеческими жертвами. Чтобы уменьшить возможность такого крена в строительстве небоскребов, необходимо создать рейтинг конструкторов, которые могут делать такие здания и создавать свою проектную базу.
Кому это надо?
Как подчеркивают эксперты, квартиры в небоскребах – достаточно узкий сегмент жилищного рынка, массовым такое строительство не может быть, хотя в перспективе возведение комплекса многоэтажек (удачный пример – Москва-сити) будет востребовано. Пока же потребностей рынка на строительство трех небоскребов хватит.
«Рынок не стабилизирован, но он есть и предъявляет требования. Решать, где целесообразно строить, – это проблема горожан, и они должны иметь возможность выражать мнение. Последнее десятилетие никто не создавал проекты планировки, кроме точечной застройки, без формирования качественной среды, только с желанием отбить деньги», – считает начальник управления градостроительной политики по РТ Николай Васильев.
Небоскребы относятся к домам премиум-класса – их строительство дорогое за счет больших расходов на инженерию, в частности на каждые 12-15 этажей приходится один технический этаж. Себестоимость строительства дома на Патриса Лумумбы – 40 тысяч метр, продажная цена в районе 50 тысяч. В отличие от привычных домов бизнес-класса – это особая система.
Как говорит Зайнуллин, она предполагает станцию перекачки воды и канализацию на техническом этаже, подземный гараж на 350 машин из расчета 1,5 машино-места на квартиру, автономное электроснабжение лифтов. В то же время обслуживание небоскреба гораздо сложнее, чем обычного здания, а готовность купить жилье в облаках при наличии средств предполагает особое состояние ума.
«Высотки пока для Казани слишком высокоинтеллектуальны, просто так, по желанию застраивать высотками город не стоит, пока основная их функция – формирование представительского статуса. Как обыватель я не вижу необходимости в строительстве небоскребов, как эксперт – не против», – заявила заместитель начальника управления государственной вневедомственной экспертизы РТ по строительству и архитектуре Тамара Сальникова.