Маршрутное такси – самый опасный вид общественного транспорта. На прошлой неделе в аварию в маршрутке попала наша коллега Валентина: «Газель» на полном ходу угодила в зад «Волги».
«Удар был достаточно сильным, – рассказывает Валентина. – Я, по-моему, не пострадала, поскольку сидела спиной к водителю. Правда, шея немного болит. Но одна женщина со всего маху врезалась в поручень животом, а сзади страшно закричал ребенок – не знаю, испугался он или получил травмы. Честно говоря, сразу было видно, что водитель неадекватен: он на полную катушку слушал рэп и несся как сумасшедший. А после ДТП в первую очередь открыл капот и принялся изучать разбитый радиатор. Пострадавшие его не волновали. Что бросилось в глаза: пассажиры совершенно не знали, как себя вести. В итоге все постояли-постояли и разошлись. И требовать компенсацию никто наверняка не будет: просто не знают как».
На самом деле транспортная компания несет ответственность за пассажиров, так что в случае травм пассажиры могут требовать возмещения нанесенного ущерба. Что для этого нужно?
«С юридической точки зрения авария с участием маршрутного такси ничем не отличается от аварии обычного автомобиля, – говорит сотрудник ГИБДД Андрей Казанцев. – В случае ДТП с участием маршрутки пассажирам следует зафиксировать номер регистрационного знака автомобиля, а при получении травм обратиться в больницу. Впоследствии человек может потребовать компенсацию за вред, причиненный его здоровью или имуществу. Процедура взыскания компенсации аналогична таковой при прочих ДТП – возмещение ущерба может производиться за счет обязательного страхования гражданской ответственности (поскольку все маршрутки застрахованы по ОСАГО) или за счет средств компании-перевозчика. Причем выплаты компенсации могут осуществляться в добровольном порядке или по решению суда».
Правда, есть одна важная деталь, которая зачастую позволяет компаниям-перевозчикам и их страховщикам уйти от ответственности. Рассказывает владелец сети маршрутных такси Юрий Русин: «Пассажир должен доказать, что он ехал именно в этой маршрутке, и наиболее надежным способом является наличие билета. Садясь в маршрутку, человек заключает договор с транспортной компанией, и билет является подтверждением этого договора. По номеру билета можно точно установить не только маршрут, по которому ехал пассажир, но и конкретный автомобиль. Для доказательства нахождения в маршрутке в момент аварии можно привлечь свидетелей, однако лучше иметь билет».
На первый взгляд, наличие билета – ненужная формальность. Однако Юрий упоминает про случаи мошенничества: увидев ДТП с маршруткой, аферисты садятся в машину того же маршрута, берут билет, а затем требуют компенсации за якобы причиненный им ущерб.
Во многих маршрутках есть кармашки для билетов с призывом брать их самостоятельно, однако я ни разу не видел, чтобы кто-то утруждал себя этим. Конечно, можно взять билет уже после ДТП, однако трудно представить травмированного пассажира, который в первую очередь озаботится поиском кармашка с билетами. Да и что за билеты там лежат – непонятно: подозреваем, что порой их номера могут указывать на совсем другую машину.
В качестве свидетелей вашего нахождения в маршрутном такси можно привлечь других пассажиров, кроме того, данные о пострадавших фиксируют сотрудники ГИБДД. Тем не менее на суде отсутствие билета может послужить формальным поводом отклонить иск.
Если пассажир получает травмы и вынужден пройти лечение, он вправе требовать компенсацию утраченного заработка и расходов на лечение – разумеется, все должно быть подтверждено документально.
«После выписки пассажир может обратиться с письмом в транспортную компанию и предоставить документы о понесенных расходах, – говорит Юрий Русин. – Если компания соглашается с требованиями, она может выплатить компенсацию из собственных средств. У нас случалось несколько ДТП с пострадавшими, но всегда удавалось решить вопрос без судебных разбирательств и привлечения страховых компаний. Если транспортная компания не согласна с требованиями пострадавшего, он может обратиться в суд».
«Помимо самого причинителя вреда (транспортной компании) человек вправе обратиться с заявлением к страховой компании, которая может компенсировать ущерб здоровью за счет страховки ОСАГО. Но если страховая компания не согласна, получить компенсацию можно только через суд», – сообщает директор юридической фирмы Евгений Коротовский.
К сожалению, большинство пассажиров задумываются о возможности получить компенсацию с «маршрутчиков» уже после того, как добровольно покинут место ДТП. А перевозчики пользуются правовой безграмотностью людей. «Были случаи, когда после ДТП водитель маршрутки выгонял всех пассажиров с места ДТП, а потом заявлял, что был в машине один», – добавляет Евгений Коротовский.
Разумеется, не имея билета и контактов свидетелей, доказать факт своего участия в ДТП практически невозможно. Подытожим сказанное: после аварии не поленитесь убедиться в наличии билета, обменяться номерами телефона с другими пассажирами и запомнить номер маршрутки. После этого можете покидать место ДТП. Любые полученные травмы и связанные с ними расходы не забывайте подтверждать документально, собирая все медицинские справки, больничные, счета и чеки.
Не стоит думать, что получить компенсацию нереально. Во-первых, серьезные транспортные компании скорее согласятся с адекватными требованиями пострадавших, чем будут морочиться с судебным разбирательством. Во-вторых, при наличии нужных документов суд вполне может признать вашу правоту и предписать транспортной или страховой компании выплатить сумму ущерба. Причем речь идет не только о ДТП: например, в начале 2008 года суд удовлетворил иск пассажирки, пострадавшей в результате неаккуратного проезда маршрутки через «лежачего полицейского», и предписал страховую компанию выплатить 72 тысячи рублей в счет компенсации неполученной зарплаты и расходов на санаторно-курортное лечение. Напомним, что согласно закону об ОСАГО с 1 марта 2008 года максимальная выплата на компенсацию ущерба здоровью составляет 160 тысяч рублей на каждого пострадавшего.
Жители Москвы уже поднаторели в подобных вопросах, и иски в адрес транспортных компаний стали появляться регулярно. Нам стоит перенять подобный настрой – помимо прочего, это дисциплинирует транспортные компании, побуждая создавать условия для безаварийной езды лучше сезонных проверок ГИБДД.
Фото: Фото с сайта Allcrimea.net