Авто Выезжаем на природу

Выезжаем на природу

В Казани на рынках появились грибы, а это значит, что сотни и тысячи горожан рванут в лес, на природу, кто действительно за дарами леса, а кто на «шашлык-машлык». Те водители, что не первый год за рулем, знают, что вождение машины в городе и на проселке..

" src=

В Казани на рынках появились грибы, а это значит, что сотни и тысячи горожан рванут в лес, на природу, кто действительно за дарами леса, а кто на «шашлык-машлык». Те водители, что не первый год за рулем, знают, что вождение машины в городе и на проселке – «две большие разницы». И чем хуже дорога, тем больше и разница. Много раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда неопытные водители находили себе приключение буквально на ровном месте, там, где более опытный проехал бы, не задумываясь. Новичку часто приходится тратить много времени и сил, чтобы проехать сотню, а то и десяток метров по раскисшей дороге, сухому песку или снегу. Особенно если встретились брод или глубокая лужа, скользкий подъем или косогор, дорога поперек склона или с глубокой колеей.

«Способность преодолевать то или иное препятствие ограничена рядом факторов: тяговым усилием, которым располагают ведущие колеса; сцеплением их с грунтом, – говорит участник ежегодных соревнований по внедорожному ориентированию Дмитрий Семягин. – Дорожным просветом, высотой расположения и защищенностью узлов, которые боятся воды (распределитель, катушка зажигания, свечи и выхлопная труба). Также следует сказать об усилии на ведущих колесах. Крутящий момент и передаточные числа трансмиссии заложены в конструкции автомобиля. Изменять их значения можно частотой вращения коленвала и передачами. Максимальное их значение приходится использовать при движении по мягкому грунту, когда колеса погружаются глубоко, но не буксуют. Если перед задними и передними колесами образовались валики, то колеса их частично подминают, частично толкают перед собой. Когда силы сопротивления выше возможностей двигателя, машина встает».

Что можно предпринять в такой ситуации? Как советуют специалисты, прежде всего следует максимально облегчить автомобиль, высадив пассажиров или сняв груз. Затем плавно отъехав назад и также плавно разогнавшись, нужно «протаранить» образовавшееся препятствие.

Немного по-другому этот процесс выглядит, если у вас АКПП. Если вы застряли в грязи или в снегу на такой машине, не пытайтесь раскачивать забуксовавшую машину (вообще «раскачка» – это движение машины взад-вперед со все возрастающей амплитудой). На механической коробке это достигается быстрым переключением рычага КПП и работой педалью сцепления. Амплитуда движений при этом возрастает. И в какой-то момент колеса перекатываются через препятствие. Поскольку период собственных колебаний застрявшей машины редко превышает секунду, работать рычагом коробки передач приходится с максимальной интенсивностью. Но механическая коробка тем и хороша, что включается практически мгновенно. «Автомат» же более «задумчив», после перевода рукоятки селектора ему необходимо несколько десятых долей секунды. Некоторые конструкции позволяют сократить этот промежуток, увеличив обороты двигателя еще до полного соединения передачи. Но при этом включение передач происходит более жестко, а нагрузка на фрикционы коробки многократно возрастает.

Главное – прокладка

Вообще, часто приходится слышать, что самое главное в управлении машиной – «иметь правильную прокладку между рулем и сиденьем». Поэтому подъезжая к труднопроходимому участку дороги, постарайтесь вспомнить, что чем больше инерция автомобиля, чем выше частота вращения коленчатого вала двигателя и ниже передача, тем большее сопротивление может преодолевать автомобиль. Заранее оценив серьезность препятствия, найдите такой режим движения, чтобы проскочить весь участок с ходу. В обычном автомобиле это, скорее всего, вторая передача. Конечно, на пути может встретиться такой грунт, песок или снег, что колеса увязнут по ступицу, и автомобиль сядет на днище. Чтобы этого не случилось, предварительно по колее следует уложить все, что попадется под руки: доски, ветки, камни. В крайнем случае можно прибегнуть к помощи буксира, лебедки или домкрата.

Большую помощь в преодолении сложных участков оказывают разные приспособления на ведущих колесах: цепи, браслеты, скобы разных конструкций. Однако ставить их нужно «до того как». В грязи их уже не натянешь. Поэтому самым эффективным и самым простым приспособлением остается металлическая сетка с ячейками размером 20x20 мм, которую подкладывают под колеса. Две полосы такой сетки размером 0,4x1,5 м несложно разместить в багажнике.

Часто выбраться из глубокой колеи мешают повернутые передние колеса. Иногда достаточно установить их прямо, чтобы автомобиль сдвинулся с места. Но бывает, что приходится «откапываться» – делать пологий выезд спереди или сзади по ходу движения автомобиля.

Конечно, неприятно, когда на пути возникает участок раскисшей дороги, да еще с глубокой колеей, ибо вытащить автомобиль, осевший на мост или днище, – почти искусство. В самом деле, в других случаях бывает достаточно толкнуть его или взять на буксир. Здесь же такие действия могут привести к повреждению узлов и деталей, расположенных под днищем. Когда колея глубокая на длинном отрезке пути, старайтесь, чтобы она осталась между колесами. Если гребни скользкие, и машину сносит, то помогите ей встать одним колесом в колею так, чтобы другое осталось на обочине. В таком положении намного легче держать нужное направление, поскольку колеса, идущие по колее, почти не требуют управления.

Предостережения, несомненно, полезны. Но как быть, когда автомобиль все же сел на грунт? Прежде всего нужно выйти из машины и осмотреться. В зависимости от причин и конкретных дорожных условий следует принять необходимые меры. В большинстве случаев целесообразно подать автомобиль назад. Если не получается, надо попытаться поднять его с помощью домкрата и убрать «лишнюю» землю. Особое внимание надо уделить установке домкрата, поскольку место для него часто бывает неподходящим – грязь или песок. Под пяту домкрата обычно кладут доску, плоский камень, но с таким расчетом, чтобы верхняя часть домкрата находилась от дверей автомобиля на расстоянии 0,15-0,20 м, иначе при полном подъеме будет царапина или вмятина.

Лишь в одном случае домкрат можно заменить буксиром без риска повредить автомобиль – когда передние колеса попали в ров или яму. В этом случае торец бревна или связанные буквой X две жерди подставляют под буксирный трос, наклонив их в сторону автомобиля. При натяжении троса передняя часть приподнимется, и автомобиль продвинется вперед.

По воде аки по суху

В лесу часто встречаются глубокие лужи или ручьи, которые ну никак не объехать. Если уж полезли в воду – двигайтесь медленно. Неприятности могут начаться, если вода зальет прерыватель-распределитель и катушку зажигания, свечи или, еще хуже, попадет в выхлопную трубу. Если двигатель замер по вине распределителя, свечей или катушки, их можно вскрыть, вывернуть и протереть или обдуть струей сжатого воздуха из насоса. Эти операции неприятно выполнять, стоя в воде, но все же это выход. Остановившийся в воде двигатель с залитой выхлопной трубой глушителя пускать бесполезно. Надо вытащить автомобиль на берег и удалить из трубы воду, въехав на пригорок.

Преодолевая серьезные водные преграды, помните, что высокая скорость отнюдь не гарантирует безопасный проезд и, в первую очередь, для двигателя. Вода может попасть во впускной коллектор, а там недалеко и до цилиндров. Если ее много, гидроудар неизбежен. Вода, в отличие от воздуха, несжимаема: поршень со всего хода ударится о воду, будто в стену, и давление в цилиндре превысит норму в несколько раз.

Погнутые или сломанные шатуны – результат неудачного форсирования водной преграды.

Бывает, что двигатель (если обороты невысоки) может просто остановиться. Попробуйте пустить его стартером. Если не получается, выверните свечи и проверните коленчатый вал.

Вода выйдет из цилиндров через отверстия, и двигатель можно пустить. Если возник стук в блоке, значит повреждены шатуны, и мотор нужно немедленно остановить. Если все обошлось – вам очень повезло.

Гляжу – поднимается медленно в гору

Никогда не пытайтесь развернуть автомобиль во время преодоления крутого подъема, даже если заглох двигатель или подъем оказался настолько крутым, что автомобиль начал терять скорость и не смог его преодолеть. При совершении разворота на уклоне автомобиль может перевернуться. В этом случае всегда двигайтесь задним ходом, переведя рычаг переключения диапазонов автоматической коробки передач в положение R (Задний ход). Никогда не спускайтесь вниз задним ходом при нейтральном положении рычага переключения диапазонов, используя для поддержания низкой скорости только тормозную систему. Никогда не двигайтесь поперек крутого склона или по его диагонали. Это чревато переворотом автомобиля. Всегда двигайтесь прямо вверх или вниз.

Однако есть такой прием: если колеса начали буксовать, когда вы уже добрались до вершины подъема, отпустите педаль акселератора и резко поверните колеса влево или вправо. Такой прием обычно увеличивает сцепление с поверхностью и позволяет успешно завершить преодоление подъема.

Едем на внедорожнике

Вообще полноприводные автомобили повышенной проходимости условно можно разделить на два класса – внедорожники и вседорожники. Внедорожники – это настоящие вездеходы, способные ездить по бездорожью, а вседорожники – машины, приспособленные для движения по любым дорогам, в том числе и грунтовым, в любую погоду. И те, и другие для большей проходимости имеют значительный дорожный просвет и как следствие – более высокий центр тяжести, а значит, больше склонны к опрокидыванию. Кроме этого, большинство вездеходов имеют укороченную базу (опять же ради проходимости), а значит, менее устойчивы и более склонны к заносу на высоких скоростях.

«Думаю, не ошибусь, если скажу, что водители кроссоверов считают свою машину способной на все, – продолжает Дмитрий. – Однако я сам был свидетелем курьезной ситуации: на лесной дороге, там где проехал «Окурик», застрял большой серьезный джип. Он провалился глубже в грязь, а неопытность водителя сделала свое дело – авто забуксовало».

Если необходимо увеличить сцепление на скользкой или зыбучей поверхности – включите пониженную передачу. Включайте ее и при преодолении крутого подъема, а также при движении на спуске, когда необходимо поддерживать низкую скорость. Для увеличения устойчивости движения автомобиля включайте этот режим на скользких дорогах или при движении по сильно пересеченной местности.

Если заглох двигатель, или подъем оказался очень крутым, и автомобиль начал терять скорость, остановите его, нажав на тормозную педаль. Снова запустите двигатель и включите задний ход. Двигайтесь вниз на небольшой скорости, используя торможение двигателем. При необходимости для поддержания низкой скорости и во избежание потери контроля над автомобилем слегка нажимайте на тормозную педаль, избегая проскальзывания колес.

Рассмотренные ситуации, конечно, не дают представления обо всех случаях, возможных там, где дорога не благоустроена. Как показывает опыт, знания, сообразительность и находчивость помогают найти выход из любых положений. То есть помните о прокладке

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем