Очередное расширенное заседание коллегии министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан прошло в пятницу, 15 августа 2008 года. Основным вопросом, который был вынесен на обсуждение, – недостаточное обеспечение населения РТ муниципальным транспортом и автобусным сообщением, пути решения проблемы.
Как обозначил проблему заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Азат Галиахметов: в настоящее время около 73% граждан России проживают в городах, и поэтому качественная организация муниципальных пассажирских перевозок затрагивает интересы подавляющего большинства населения.
Тем не менее, хоть какая-то организация перевозок прослеживается только в основных крупных городах РТ. Но, как заметил Галиахметов, уровень развития городского пассажирского транспорта все равно отстает от потребности населения. «Особенно остро транспортные проблемы проявляются в больших и крупных городах, – сказал он. – Нередко затраты времени пассажира на проезд превышают предельно допустимые нормы». По его словам, на сегодняшний день формирование, утверждение и размещение заказа на транспортное обслуживание осуществляются только в городах: Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск. Во многих муниципальных районах данная работа не проводится вовсе. Не утверждается маршрутная сеть, не ведется реестр муниципальных маршрутов и перевозчиков, работающих на них, не утверждены и параметры качества обслуживания на муниципальных (городских и пригородных) перевозках.
То же самое подтвердил и начальник управления госавтодорнадзора по РТ Борис Смирнов: многие муниципалитеты оказались неготовы к предоставлению транспортных услуг в пределах своего района.
«Мы много говорим, что ко всем пунктам подводим дороги, – сказал Смирнов. – А вот автобусными маршрутами при этом населенные пункты обеспечены не все. Хотя каждый районный муниципалитет обязан определять потребности населения в транспортном обслуживании, организовывать транспортников, принимать решения о новых маршрутах. Определять порядок допуска перевозчиков, осуществлять контроль работы».
В результате обсуждения поднятых вопросов участники коллегии пришли к выводу, что принятый в 2006 году закон «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан» практически не работает – нет грамотных нормативных документов, или же при составлении этих документов возникли разногласия. Также нет порядка и в тарификации перевозок.
Результатом работы коллегии стало утверждение проекта решения, основными предложениями в котором стали:
– Министерству транспорта и дорожного хозяйства РТ в кратчайшие сроки завершить работу над проектом нормативных документов для реализации закона «Об организации пассажирских перевозок...».
– Совместно с Комитетом республики Татарстан по тарифам обеспечить создание «тарифных дел» для субъектов ценообразования, а также проведение работ по расчету экономически обоснованных тарифов при осуществлении муниципальных перевозок. По результатам проведенной работы представить анализ – отчет с предложениями в правительство Республики Татарстан.
– Просить глав муниципальных образований рассмотреть на сессиях городских и районных советов народных депутатов вопрос организации муниципальных перевозок по результатам, которых принять решения и программы, направленные на развитие транспорта.
Что ж, посмотрим, сработает ли такая полезная для людей инициатива минтранса на этот раз.