Солидный кусок акций ООО «КамАЗ» намеревается приобрести немецкий концерн Daimler. «Ростехнологии» – государственная корпорация, которая владеет 37,8% акций КамАЗа, воспринимает эту информацию положительно. По данным агентства AK&M, в «Ростехнологиях» считают, что это позволит объединить усилия двух гигантов в разработке и производстве новых автомобилей.
В рамках своей стратегии роста в странах BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай) Daimler Trucks рассматривает разные варианты входа на российский рынок. ГК «Ростехнологии» полагает, приобретение пакета акций КамАЗа – один из вариантов наряду с возможностью постройки нового завода для сборки грузовиков. Daimler как мировой лидер в производстве грузовых автомобилей намерен привнести в Россию передовые технологии и ноу-хау, а КамАЗ, в свою очередь, – имеющиеся производственные площади, дилерские сети и устоявшиеся деловые связи. Для поддержания темпов роста компания осуществляет расширение своей сети продаж и обслуживания в России.
Переговоры о возможной продаже пакета акций крупнейшего российского производителя грузовых автомобилей начались во II квартале 2008 года. В процессе переговоров с различными западными производителями грузовиков Daimler был выбран эксклюзивным партнером по дальнейшим переговорам. Вскоре после этого концерн начал процесс due diligence с целью оценки всех факторов для своего участия в акционерном капитале КамАЗа. В случае положительного развития событий стороны предполагают закрыть сделку до конца текущего года.
«Уже сейчас, пока идут переговоры, мы сразу рассматриваем возможности работы с Daimler в нескольких плоскостях, – рассказывает директор департамента корпоративной финансовой политики ОАО «КамАЗ» Елена Мелинова. – Подписание договора открывает нам путь к технологиям Daimler, а им – к нашим рынкам. То есть это обоюдовыгодное сотрудничество, которое стоит рассматривать с положительной точки зрения. Никто никого не поглощает, да и 42% – это не контрольный пакет акций».
По словам госпожи Мелиновой, в Европе заинтересованы в продукции камазовского металлургического предприятия, заинтересованы в новых партнерах из стран Азии. Выйти на них со своей техникой немцам чрезвычайно трудно: КамАЗ выигрывает в цене и неприхотливости к топливу и условиям «содержания».
Аналитик ИК «Финам» Константин Романов считает, что в результате сделки КамАЗ может рассчитывать на финансовую выгоду. «Столь мощный стратегический инвестор позволит привлечь средства, необходимые компании для развития, строительства новых сборочных линий и разработки новых моделей. Кроме того, вероятно, вхождение «Даймлер» в капитал компании будет, как и в случае с АвтоВАЗом и Рено, обусловлено передачей новых технологий и разделом рынков сбыта», – говорит эксперт.
Аналитик не исключает, что в связи с этим может измениться модельный ряд и произойти другие изменения в деятельности КамАЗа, в том числе, есть вероятность, что автогигант станет как «Северсталь» и ЗМА выпускать на своей базе чужую технику. Однако при этом он отмечает, что марка КамАЗ сама по себе вполне конкурентоспособна по соотношению цена/качество и известна на многих рынках своей неприхотливостью, поэтому скорее речь может идти о расширении модельного ряда, чем о полном переходе на выпуск моделей «Даймлера».
КамАЗ – один из крупнейших автопроизводителей в РФ – занимается производством и продажей грузовых автомобилей и запасных частей, является учредителем (участником) 103 организаций группы «КамАЗ». Предприятия группы в 2007 году увеличили реализацию автомобилей на 23% до 85,25 млрд руб. На внутреннем и внешнем рынках в прошлом году продано 52,67 тыс. грузовых автомобилей (рост на 20,2%), 63,184 тыс. двигателей и силовых агрегатов (рост на 21,1%), запасных частей реализовано на 10,036 млрд руб. (рост на 21,6%), продукции диверсификации – на 9,486 млрд руб. (рост на 31,3%). Фирменная сервисная сеть КамАЗа включает более 300 сервисных точек на территории России и за рубежом. Компания занимает 30% российского рынка тяжелых грузовиков.
Чистая прибыль группы «КамАЗ» в 2007 году выросла в 3,9 раза до 5,49 млрд руб. Консолидированная выручка от продаж возросла на 47,8% до 113,138 млрд руб. Группа предприятий «КамАЗ» в 2008 году планирует реализовать 62,2 тыс. грузовых автомобилей. Предполагается, что консолидированная выручка группы по итогам года составит 127,8 млрд руб.