Велосипеды поставят на учет в ГИБДД – такой прогноз на будущее огласил на днях министр внутренних дел России Рашид Нургалиев. Эта фраза вызвала бурный всплеск обсуждений в прессе, а велосипедистами вообще стала восприниматься как угроза личной свободе. Казанские велобайкеры не исключение.
Глава МВД заявил, что при профилактике правонарушений на дорогах «нужно делать ставку на формирование правосознания участников дорожного движения. К сожалению, этими вопросами никто не занимался десятилетиями, в результате на дорогах была вакханалия, ежегодно в ДТП погибали 30-35 тыс. человек».
В УГИБДД РТ мнение начальства комментировать наотрез отказались, сославшись на то, что сделать это «нет никакой возможности до тех пор, пока не будет на это прямого указания». Тем более, что мнение министра еще не закон и не указ, и не факт, что наши «законописатели» возьмут на себя смелость превратить в хаос работу органов регистрации ТС (транспортных средств).
Конечно, если на минуту представить себе картину, когда по улицам Казани вместе едут машины, скутеры, велосипеды, все соблюдают ПДД, никто не мешает никому, никто не подрезает, не прижимает двухколесных водителей к краю, да еще и пешеходов пропускают, то становится ясно, что Артур Кларк, Жюль Верн и Рэй Бредбери могут «нервно курить в сторонке», а закон о регистрации «великов» так и останется чем-то из области фантастики.
Однако по мнению Нургалиева, мера может упростить контроль за этим видом транспорта. Он сослался на европейские страны, где на велосипедах, сдающихся в аренду, номера уже есть, и отметил, что и в России возможно более широко использовать это средство передвижения, и что для этого необходимо развивать специальную дорожную сеть.
«Я считаю, что регистрация велосипедов – это слишком неадекватная мера контроля за двухколесными участниками движения, – говорит президент клуба Extreme factor Ярослав Муравьев. – Велосипедов и их разных видов слишком много. И шоссейные, и горные, и ВМХ, и детские, а сколько обычных, на которых ездят пенсионеры? Что, трехколесные детские тоже подлежат регистрации? Во всем мире велосипеды – перспективный вид транспорта. Везде для удобства людей, пересаживающихся с чадящих машин на экологически чистый транспорт, создают все условия для проезда и удобства эксплуатации: парковки, дорожки, сервисы, специализированные магазины. У нас как всегда: вместо того, чтобы развить и помочь – запретить и задавить. Я думаю, что если даже выйдет такой закон, то успеха он иметь не будет. Тем более, при недостатке сознательности граждан и при таком уровне культуры разве кто-то станет регистрировать велосипед? Но, кажется, МВД хочет изобрести еще один способ что-то сделать, но ничего при этом не делать».
Естественно, что о сроках и вероятности такого нововведения глава МВД ничего не сказал, но то, что эта идея уже обсуждается всерьез и на самом, что называется, верху, уже говорит о многом. Министр внутренних дел спрогнозировал увеличение количества велосипедистов на дорогах. Связано это, по его мнению, с увеличением пробок в городах. А значит, ДТП с участием велосипедистов будут случаться чаще.
«Думаю, ажиотаж от этого заявления сильно преувеличен, – считает системный администратор, велосипедист с трехлетним стажем Айдар Фаткуллин. – Да и фраза выделена из контекста. Он сказал, что надо обратить внимание на то, что у велосипедистов нет никаких условий. То есть надо строить дорожки, велостоянки и вообще усиливать эту инфраструктуру. А регистрировать всех, на мой взгляд, малореально. Я ведь то раму поменяю, то колеса, то еще что. Неужели за каждым таким фактом снова идти на регистрацию? Да и вообще, попробуй поймай этого велосипеда, который не хочет быть пойманным».
«Если бы мы жили в, скажем, Финляндии, то я был бы за регистрацию, – заявляет инженер-конструктор, велоосипедист с четырехлетним стажем Константин Потапов. – Один из доводов: велосипед – это источник опасности для человека, и виновные в нарушении ПДД или в случившемся ДТП велосипедисты должны быть наказаны. Но так как мы живем в России, более того, в Татарстане, то я против. Чем меньше контактов человек имеет с чиновниками, администрациями всякими, регистрационными центрами и так далее, тем полезнее для его здоровья. Таким образом, я считаю, что идея здравая, но воплощение у нас будет, как всегда, – на три с жирным минусом».
Действительно, почему бы еще и детские коляски не поставить на учет в ГИБДД? Чем не транспортное средство? Четыре колеса, мускульный привод...