Проблема нехватки автостоянок в центре Казани с каждым днем становится все актуальнее. Казалось бы, что может быть проще – рядом с каждым офисным центром организовать стоянку машин, как это сделано, например, в «Кольце» или торговом центре Suvar Plaza. Тем более что пару лет назад исполком Казани приступил к разработке городской инвестиционной программы «Строительство многоярусных гаражей и стоянок». Однако время идет, а воз и ныне там: количество парковок за это время не увеличилось.
По словам начальника отдела организации движения Казани Глеба Мезина, хуже всего дела обстоят в центре. Всего у четверти автовладельцев Вахитовского района есть гаражи или места на охраняемых стоянках. В Кировском, Московском, Ново-Савиновском – немногим более, чем у половины. В Приволжском и Авиастроительном – у двух третей. Зато обеспеченность стоянками в Советском районе аж 106%: в Азино мест для организации стоянок предостаточно.
Масло в огонь подливает и проект выделения специальных полос для движения городского транспорта. Мало того что это вдвое сужает проезжую часть, так и машины вдоль тротуаров уже не поставишь: запрещено правилами.
«Действительно, для центральной части Казани характерен дефицит или полное отсутствие площадей, пригодных для парковки транспорта, – говорит начальник УГИБДД МВД РТ Рифкат Минниханов. – Одним из вариантов, способных решить эту проблему, ГИБДД видит в строительстве многоуровневых паркингов, подземных и надземных, либо вынос объектов притяжения (гипермаркеты, увеселительные заведения) людей за пределы центральной части города. Кроме того, ни один из направляемых в ГИБДД на согласование проектов вновь строящихся объектов не получает положительного решения в случае отсутствия достаточного количества мест для парковки автотранспорта».
Так, сейчас рассматриваются проекты 12-ти многоярусных стоянок и гаражей, в том числе у центрального вокзала на 300 мест, у Чеховского рынка, КГУ и Дворца спорта на 200 каждая, у Центрального рынка на 1200. Еще 17 на подходе. Причем в деловом центре планируется только одна – на Спартаковской. В ГИБДД считают, что необходимы паркинги на улицах Чехова, Достоевского, Дементьева, Кошевого, Ершова (около Минтранса), Кулахметова, Фрунзе, на Сибирском тракте, у «Мегапарка» возле Приволжского рынка, в Дербышках около Баскет-холла, Центрального стадиона, цирка, комбината «Здоровье», на Университетской возле «Колизея», «Арены».
Кто за это возьмется?
«В принципе этим должны озаботиться владельцы торговых центров и увеселительных заведений, – говорит сотрудник службы пропаганды УГИБДД УВД Казани Руслан Хасанов. – Другое дело, что никаких рычагов воздействия на них мы не имеем: построены они уже давно, и свободной земли практически не осталось. Владельцы ряда торговых центров и ресторанов практически заняли «позицию страуса»: их посетителям попросту негде припарковать свои авто. А ведь забитые автомобилями дворы и детские площадки, невозможность из-за этого подъехать к дому пожарной машины или скорой медицинской помощи вызывают серьезные нарекания от горожан, да и коммунальные службы с трудом убирают улицы».
По словам первого заместителя руководителя исполнительного комитета Казани Рустама Нигматуллина, под перспективное строительство многоярусных парковок в городе выделено 19 земельных участков. Однако реально готов только один рабочий проект будущей стоянки и семь эскизных проектов. На стадии же строительства находится всего одна стоянка в районе улицы Аделя Кутуя.
«Наша задача не просто построить многоярусные автостоянки, а убрать автомобили с улиц. А пока экономика простая: если на улице можно оставлять машину бесплатно, то никто платить за стоянку или парковку не будет», – подчеркнул Рустам Нигматуллин.
По его словам, кардинально решить вопрос со стихийными стоянками около домов, на тротуарах и парковками прямо на проезжей части (особенно в центре города) невозможно без увеличения размера штрафа за парковку в неположенном месте. Водителю проще заплатить его, чем платить за стоянку 20 рублей в час. В свою очередь предпринимателям не выгодно вкладываться в строительство и организацию многоярусных парковок, если они не будут востребованы. Пока же автомобилист надеется на каско и оставляет авто где попало. Если что-то случится, то страховщики компенсируют повреждение.
Планы были хороши
Заметим, что говорить об этой проблеме начали не вчера. Еще в 2006 году в исполкоме Казани рассчитывали решить проблему с парковками машин в течение полутора лет с помощью предпринимателей.
«Строительство многоярусных платных парковок планируется в разных частях города, а с местом их расположения определимся в течение ближайших двух месяцев, – говорил тогда журналистам экс-руководитель исполкома Марат Загидуллов. – Но мы будем учитывать и предложения предпринимателей по размещению автостоянок. Город готов предоставить предпринимателям налоговые льготы на землю под многоярусные парковки. Сегодня по предварительным данным необходимо не менее 65 тысяч парковочных мест в дополнение к уже существующим».
По информации, озвученной председателем Комитета экономического развития исполкома Казани Азатом Шараповым еще в прошлом году, в Казани насчитывается 180 тысяч единиц автотранспорта, в том числе 149 тысяч находятся в индивидуальном владении. По сравнению с 2004 годом количество легковых автомобилей у горожан возросло на 33%. В среднем на одну тысячу казанцев приходится 133 автомобиля.
Загидуллов тогда предложил предпринимателям направлять конкретные инвестиционные предложения с указанием предполагаемого места строительства объектов для согласования. При этом согласно проекту программы с 2007 года инвесторам должны предоставляться льготы по земельному налогу на участки под строительство многоярусных парковок, при этом исполком города поможет участникам при подготовке распорядительных документов и оформлении льгот. Предположили и срок строительства таких объектов – 1,5-2 года.
По всей видимости, идея опереться на предпринимателей не оправдалась. Неужели строить паркинги невыгодно?
Паркинг – многоуровневое сооружение, вмещающее в себя от нескольких сотен до нескольких тысяч машин. Они способны решить проблемы парковки в любом городе. Но, несмотря на актуальность их возведения, в Казани их строят не очень много, возводя в лучшем случае один-два паркинга в год. Причина их низкой популярности у инвесторов кроется в высокой стоимости проекта и его медленной окупаемости. Пока в Казани выгоднее заниматься жилой и коммерческой недвижимостью. В свою очередь причиной медленной окупаемости являются дороговизна машино-мест в них для автовладельцев и действующие строительные и санитарные нормы. Согласно последним паркинг должен строиться не ближе 30-50 метров от жилого здания. При таких условиях их строительство в центре просто невозможно.
Где же выход? Кто поможет городу? В мэрии разводят руками. Сейчас этой проблемой занимается только ГИБДД. То есть мы вернулись к тому, с чего начали: парковок в центре нет и в ближайшее время они не предвидятся.
А тем временем существуют фирмы, которые предлагают современное автопарковочное оборудование зарубежных производителей из стран Европы и Азии. Это широкий спектр – от простых механических парковок до полностью автоматизированных систем, позволяющих эффективно решать проблему дефицита парковочных мест. Рационально используя всю площадь и пространство, индивидуально подбирая наиболее подходящие для каждого конкретного случая системы, можно увеличить количество машино-мест – от нескольких десятков до сотен и даже тысяч процентов. Безопасность и надежность предоставляемого такого и подобного автопарковочного оборудования соответствует европейским и мировым стандартам. По сравнению с Россией страны Европы и Азии уже давно применяют подобное оборудование для решения этой проблемы.