В поле зрения градоначальников сегодня попали четыре дома по улицам Тимирязева, Челюскина, Белинского и Лядова в Авиастроительном районе, вошедшие в программу капитального ремонта. Жителям большинства других домов, попавших в заветный список, нервотрепка, выпавшая на их долю, и не снилась: для них слово «капитальный» часто подразумевает только ремонт кровли или замену труб.
На ремонте дома №10.2 по улице Тимирязева занято около 20 рабочих. Как говорит руководитель строительства Альфред Хайруллин (субподрядчик – «Стройпрогресс») и сами жильцы, коммуникации были в ужасающем состоянии: канализационную трубу можно пробить пальцем.
«Дому 67 лет, если копнуть, то все посыпется. Состояние ужасное: трубы текли, крыша как решето, крайние подъезды ушли немного в землю, дом стоит на песке, а в центральной части дома, на уровне пятого этажа, образовалась трещина», – рассказывает старшая по дому Анна Сократова.
По словам Хайруллина, спустя два месяца после начала работ в доме на 95% завершена замена электросетей, водоснабжения и канализации – на 88%, ведутся кровельные работы. «Предстоит делать фасад. На днях уже планируем поднимать леса. Пока идет закупка материалов, которые дорожают с каждым днем. Вместе с фасадом предстоит отремонтировать и балконы. Рассчитываем, что до конца сентября закончить ремонт удастся», – говорит он.
Сами жители в целом к затее относятся одобрительно, но на деле привычка с подозрительностью присматриваться к любым новшествам оказывается неистребима.
«В моем подъезде все довольны, а шум и грязь уж всегда бывают. Не на улице же сваркой заниматься, – как по написанному говорит старшая по дому и тут же замечает, – комиссия определяла, какие виды работ нужны, но я бы от имени жильцов попросила заменить рамы старые и полы. Фундамент усиливать не собираются. Брали грунт – дом стоит на песке, но решения по укреплению нет, а трещину обещали замазать».
Жители квартир, особенно тех, где сделан качественный ремонт, поначалу отнеслись к замене насторожено. «Мы сомневались, нужен ли он, ведь для нас это дополнительные расходы, – говорит Галина Симонова. – Я живу здесь 21 год, марафет в квартире по мере возможностей наводили своими силами, а два года назад сделали ремонт, батареи закрыли панелями – их пришлось отдирать, так что мне предстоят дополнительные хлопоты. Но когда рабочие показали, в каком состоянии находятся коммуникации, я была поражена».
Если собственники «сталинок» с трехметровыми потолками при наличии, естественно, финансов могут превратить квартиру в конфетку по крайней мере внешне, то в коммунальных квартирах, которых в доме десять, не прикрытая привлекательным на вид пластиком гнилая начинка дома режет глаза.
Комнату в четырехкомнатной квартире, где сейчас Фаизя Шакирова живет вместе с пятью соседками, 34 года назад от завода КМПО получил ее муж. «Какие условия? Никаких, – вздыхает она. – Живем и мучаемся. Титан был, но сгорел, убрали, а колонку никак установить не могут, хотя в соседнем доме это бесплатно делали. Вон соседка даже старенькую бабушку купать не может: горячей воды нет».
В коммуналке все готово к приходу рабочих: мебель сдвинута в центр комнаты, открывая доступ к трубам. В соседнем подъезде батареи уже поменяли, и Фаизя Шакирова переживает, что комната угловая, зимой и так сырость, а устанавливают батареи меньше предыдущих. Страх замерзнуть – поветрие всего дома, но, как говорят рабочие, теперь зимой наоборот должно быть тепло: старые батареи за почти 70 лет работы забились изнутри настолько, что горячая вода в них почти не поступала и толку было мало. «Доживем до зимы – увидим», – скептически пожимают плечами жильцы.
Жительница другой коммуналки с 25-и летним стажем Татьяна Ивановна переживает по поводу замены труб в ванной. Для того чтобы освободить место, демонтировали ванну. На место поставили, но так, что мыться все равно нельзя: качается. На честном слове держится и новая раковина на кухне. До конца ремонта еще далеко, но понятно, что людям, перебивавшимся без нее два месяца, хочется уже нормальных условий.
«Ремонт идет по плану, а мяса без костей не бывает» – резюмировал первый замруководителя исполкома Эмиль Хуснутдинов.
В качестве бонуса жителям этого дома обещают навести порядок в подъездах, причем доплачивать за это жильцам не придется.
«По результатам допдоходов за первое полугодие мы планируем отыскать средства для ремонта подъездов», – рапортовал Хуснутдинова глава Авиастроительного района Сергей Батин, – после замены электросетей подъезды в неприглядном состоянии».
Но деньги находятся не для всех: средства фонда потребности недоремонта не закрывают. Латают, как правило, самые проблемные участки. То, на что не хватит средств сейчас, будут делать потом, но уже за счет городских доходов. Как пообещал Хуснутдинов, о домах, которые фактически попали в программу, но на практике ремонт проводился только по одному-двум видам работ, не забудут.
Сейчас из средств, выделенных по федеральной программе на ремонт домов в качестве аванса, поступили 30%, причем уже освоена большая сумма. Остальные 70% могут быть перечислены только после подписания актов приемки работ, а это процесс не быстрый, пока уже почти два месяца строители работают за так. Впрочем, в капремонте с «таком» есть главный плюс – все, от мастера до прораба, заинтересованны в том, чтобы завершить его как можно быстрее. Уже в августе субподрядчики ожидают возможного безденежья, если аванс закончится, а основная оплата еще не поступит.
Фото: Фото автора