Отечественный автопром не сдается, но болеть продолжает – примерно так можно охарактеризовать впечатления от Казанского автосалона, который открылся 17 июня. Красочно, громко, ярко, но если приглядеться, то по сравнению даже с прошлым годом отечественных машин стало меньше. Вернее, их практически нет. На выставке удалось обнаружить только «Ладу», УАЗ и КамАЗ.
«Мы участвуем в Казанском автосалоне уже не первый раз, – говорит ведущий инженер дирекции по техническому развитию АО «АвтоВАЗ» Алексей Зимин. – В этом году привезли несколько новинок. Например, продолжение линии семейства «Калины» – «Лада Калина» в кузове универсал. Она уже собирается на конвейере и поступает дилерам».
Как рассказал Алексей Зимин, машину можно приобрести на выбор с одним из двигателей: 1,6 литра восьмиклапанным и 1,4 литра 16-клапанным. Мало того, начались продажи машин с кондиционером Panasonic, добавились АВС, противотуманные фары, полный электропакет с задними стеклоподъемниками. Электрорегулируемые зеркала, противотуманки и обогрев сидений тоже теперь доступны в вазовских моделях. Еще тольяттинцы привезли в Казань «горячую», буквально первую с конвейера и расписанную под Хохлому «Калину» 1119 хетчбэк-спорт.
«Товарный выпуск этой модели начался буквально на днях, – рассказывает Алексей Зимин. – От обычной она отличается тем, что в ней учтены пожелания клиентов, предпочитающих спортивный стиль вождения. Двигатель 1,6 литра, 96 л.с., задние дисковые тормоза, новые спортивные сидения с выраженной боковой поддержкой. Другие передние и задние бампера с противотуманной оптикой. Соответственно стилю изменились и регулировки двигателя и коробки передач».
По словам Алексея, освоили вазовцы и АВС. Ставят их на «Ладу Приора» в кузове хетчбэк. Также она с этого года оборудована парктроником и климат-контролем. То есть практически все основные опции, которые есть у конкурентов, есть теперь и у отечественных моделей. Привезли с собой на выставку тольяттинцы и «взгляд в будущее»: концепт «С».
«Наша изюминка – «Лада-С» впервые увидела свет в прошлом году и была выставлена на женевском автосалоне, – говорит Зимин. – Там машина получила положительные отзывы среди известных дизайнерских студий. Публика тоже активно реагировала. Но, как вы понимаете, это концепт, и создан он дизайнерами АвтоВАЗа, для того чтобы показать: дизайнерская мысль на ВАЗе идет в ногу со временем, и мы можем создавать автомобили, не уступающие ведущим иностранным брендам».
На казанской выставке этот «С» тоже пришелся по душе многим посетителям. Естественно, в серию пойдет доработанный под существующие производственные возможности вариант. Ну а пока технологии отстают от дизайнерских замыслов, производство, по словам менеджеров АвтоВАЗа, подтягивается. Медленно, но верно. Вот, например, сейчас идет процесс модернизации старенького бренда «Нива». Изменения коснутся и ходовой, и двигателя. Ведь до сих пор автомобили этой марки продаются «на ура» практически по всей России. Конечно, тут влияет и цена: проходимость за такие деньги – вне конкуренции. К концу года обновленная версия встанет на конвейер. Также ведутся работы по «Приоре»: в начале следующего года в семействе появится кузов универсал.
Стоит отметить, что на ВАЗе ведется работа по постоянному повышению качества продукции. На сборке, на главном конвейере. Без улучшения качества очень трудно конкурировать с иностранными брендами. По всей видимости, АвтоВАЗ и дальше намерен выпускать свою продукцию. «Мы остаемся на рынке и не собираемся сдавать свои позиции», – с этими словами согласились все участники стенда «Лада».
Компания «УзДЭУ-Моторс» тоже решила подновить внешний вид своей самой массовой модели – Daewoo Nexia. «У машины изменился только внешний вид, – говорит менеджер салона «УзДэу» Динара Загидуллина. – Состояние всего остального осталось прежним. Вообще наша компания на Казанском автосалоне впервые, поэтому все кажется интересным. Новую модель с измененным внешним видом начнем продавать в августе».
Конечно, если критически взглянуть на продукцию наших автоконструкторов, то становится ясно: до 2013 года, когда «грянет гром» ВТО, российским производителям надо работать в чрезвычайном режиме. Между тем, как полагают специалисты, уже поздно. «Выжить способны будут лишь те, кто сможет массово внедрить новые технологии и привести производство к мировым стандартам. Но боюсь, что время для этого уже упущено, и что самое неприятное – производители до сих пор не понимают всей серьезности ситуации», – сказал председатель Движения автомобилистов России, депутат Госдумы Виктор Похмелкин.
Сами автозаводы к своим похоронам пока, впрочем, не готовятся и даже подумывают о расширении рынка. Эксперты же рассматривают эти шаги скорее как предсмертные рефлексы. По словам независимого аналитика рынка Валерия Тараканова, российский автопром будет развиваться по «китайскому сценарию», в котором будут преобладать многочисленные совместные предприятия с иностранцами. От своих же разработок и платформ нашим производителям придется отказаться минимум лет на 10.
Однако прогнозы одно, а факты – другое. Не дожидаясь обещанного краха и глядя на «не сдающихся» вазовцев, лидеры отечественного внедорожного автомобилестроения ОАО «УАЗ», входящего в состав автомобильного холдинга «Северсталь-авто», на автосалон привезли свою очередную новинку – пикап на базе «Патриота».
«Пока эта машина единственная в России, – говорит менеджер компании «Кайрос» Андрей Веселов, – через месяц будет на конвейере. А потом пойдет в продажу по всей России. Мы привезли сюда и обновленную версию «Патриота» . Двигатель – Евро-3, электрическая педаль, датчики Bosch, новый контроллер, кондиционер, АБС. Все как и требуется хорошему внедорожнику. Проходимость такая же, как и была, но есть возможность поставить колеса большего диаметра – 18 дюймов! Вообще в Казани «Патриоты» очень популярны. Покупают в основном городские жители, которые хотят без проблем доехать до дачи, и, соответственно, туристы, рыбаки, охотники. На пикап уже есть несколько клиентов. Стоят в очереди. К осени, думаю, у них машина будет».
«Отечественным производителям следует проводить более дальновидную политику, – напоминает, тем не менее, Виктор Похмелкин. – Им нужно понять, что сейчас надо сеять, чтобы плоды созрели лет через 10-15. В противном случае российский автопром конкуренции не выдержит и исчезнет полностью».
Фото: Фото автора