С первого июня 2008 года в Казани перестали действовать бумажные проездные билеты, и их место заняли электронные карточки. В первую очередь их получили льготники. По словам председателя Комитета по транспорту и связи исполкома Казани Айдара Абдулхакова, всего выдано более 97 тысяч электронных карт, а заявлений на их получение уже зарегистрировано больше 120 тысяч. Но тем не менее, процесс перехода на безналичный расчет проходит не так гладко, как хотелось бы.
«На сегодняшний день все транспортные предприятия получили ридеры (аппараты, которые считывают данные с электронных билетов), кондукторы прошли обучение, как ими пользоваться», – заявил Айдар Абдулхаков. По его словам, в целом городской транспорт к введению электронных проездных готов, и сделано все необходимое, чтобы избежать эксцессов. В других городах республики казанские льготники смогут бесплатно ездить при предъявлении электронной транспортной карты и чека (удостоверяющего ее пополнение на текущий месяц). В Казани жители других городов республики смогут бесплатно ездить при предъявлении пенсионного удостоверения и ЕСПБ.
Все просто и ясно: приобрел, пополнил счет и катайся. Иногородний? Предъяви проездной и удостоверение. Что на деле?
«В первого июня 2008 года, то есть в день введения пластиковой транспортной карты в Казани, студентка четвертого курса КГТУ Анна Степанова, прописанная в Зеленодольском районе, отправилась в Казань на автобусе, – рассказывает ее близкий друг, учитель Андрей Назаров. – Девушка является пенсионером по факту потери кормильца и имеет право на пользование единым социальным билетом, каковым она и пользуется. Днем в автобусе маршрута №53, который обслуживает КПО ПАТ5 (тел. диспетчера 542-16-32), кондуктор отказалась признать предъявленный бумажный ЕСПБ и пенсионное удостоверение, начала оскорблять девушку и вынудила её заплатить за уже оплаченный проезд. Вечером того же дня удалось дозвониться по телефону горячей линии Минтранса 275-30-50, где подтвердили неправомерность действий кондуктора и обещали разобраться в течение двух недель. В обслуживающей 53-й маршрут компании (АТП5), куда нам удалось дозвониться на следующий день, начальник участка эксплуатации Дания Загиахметова достаточно резко выразила свое мнение по этому поводу: «Мы получаем компенсацию за проезд граждан, обеспеченных пластиковыми картами. За всех остальных мы денег не видим, а бесплатно мы не возим».
В Исполкоме Казани нам подтвердили факты неправильного понимания всех нюансов введения пластиковых карт и условий проезда по ним льготных категорий граждан. «Это человеческий фактор, – ответил один из сотрудников пресс-службы мэрии. – По каждому факту принимаются меры, информация с горячей линии поступает сначала в городской комитет по транспорту, а затем непосредственно передается в транспортные предприятия, где к нарушителям применяются штрафные санкции и другие меры воздействия. Также продолжается вестись разъяснительная работа среди работников подвижного состава».
По словам сотрудников пресс-службы, ведется работа по внедрению системы пластиковых карт по всему Татарстану. В этом случае уже не будет разницы между жителями Казани и других городов республики.
В Комитете по транспорту и связи, как обычно, от комментариев категорически отказались. Ну а льготникам пока придется ждать, что работники АТП поймут, уяснят и запомнят несколько простых должностных обязанностей, которые они должны просто выполнять.