На новый виток вышел проект под передачу федеральных наделов для строительства комфортного и доступного жилья. На днях поступил на согласование новый закон о создании Фонда жилищного строительства, который будет аккумулировать неиспользуемые участки, находившиеся до этого в пользовании министерств, ведомств, Академии наук и еще ряда структур.
Предполагается, что под застройку пойдет от полумиллиона до миллиона гектаров. Сейчас Москва определяет критерии для изъятия в зависимости от эффективности использования. Из ведения фонда участки по результатам аукционов будут передаваться регионам – сроком на год, за это время региональные власти должны построить социальные объекты, а муниципалы – инфраструктуру.
Первым шагом в этом направлении стал запрет на согласование Росимуществом сделок с федеральной землей до конца этого года. Он касается организаций, в чьем ведении сейчас находятся участки – федеральных органов власти, госпредприятий и РАН. За это время предполагается провести инвентаризацию – опередить, какие земли используются, а какие остаются невостребованными. Наделы составят базу для жилищного строительства – предполагается, что на них будет возводиться до одного миллиона индивидуальных домов в год.
Временный и.о. заместителя руководителя федеральной регистрационной палаты по РТ Игорь Марченко отмечает, что запрет вызван тем, что пока не сформирован новый орган власти, который проводил бы согласование сделок. Росимущество (федеральное агентство по управлению федеральным имуществом), занимавшееся прежде этим, трансформируется в агентство по управлению государственным имуществом. Реорганизация по закону должна завершиться до 1 июля, но на практике заработать новая структура может несколько позже.
«Уже поступивших заявок по сделкам с землей, с полным пакетом документов, этот запрет не коснется, остальным придется подождать, – говорит Игорь Марченко.
Впрочем, не для всех структур земельный вопрос актуален – было бы что делить. Например, у Казанского научного центра Российской академии наук неиспользуемых участков нет в принципе.
«К федеральным относятся земли, на которых находятся здания институтов и дворы. Свободных территорий, о которых мог бы идти разговор, у Казанского научного центра не имеется, вопрос операций с землей не рассматривается, поэтому на практике введенный запрет нас не коснется», – отметил заместитель председателя КНЦ РАН Алис Курамшин.
Но ревизия земель затрагивает и частных землевладельцев, и строительные компании, которые ненароком могли прихватить кусок надела. На практике такие случаи встречаются часто, в том числе и в отношении федеральных земель: например, дачник «расширил» свою фазенду за счет примыкающего к садовому обществу федерального леса, или застройщик начал строительство на земле, которая, как выясняется через некоторое время, относится к федеральному ведению.
В таком случае наличие права собственности играет ключевую роль. В случае изъятия участка для нужд государства, если имущество приобретено в законном порядке, владельцам обязаны компенсировать его стоимость или предоставить равнозначный участок.
«Процесс разграничения федеральных и иных земель пока далек от завершения. В отношении, например, садовых участков дачная амнистия предусматривает, что если право собственности было оформлено до того, как, выяснилось, что часть территории заходит на федеральные земли, лишить хозяина его собственности просто так нельзя. В противном случае – когда дача не оформлена, а принадлежность надела к федеральным землям была определена, сделать ничего не удастся», – отмечает Марченко.