Величина транспортного налога в Татарстане по решению наших парламентариев увеличится. Законопроект, направленный на повышение ставок, был принят в первом чтении 21 мая в Госсовете республики. Непопулярное решение, скорее всего, вызвано экономическими причинами. По словам министра финансов Радика Гайзатуллина, это избавит Татарстан от упреков федерального центра: с 2004 года ставки налога у нас не повышались.
Законопроекты о повышении транспортного налога уже несколько раз выносились на рассмотрение парламента. Каждый раз эти предложения проваливались. Как сообщил на последнем заседании Госсовета республики Радик Гайзатуллин, повышение ставок должно принести в бюджет 300 миллионов рублей. Это значит, что денег на ремонт дорожного покрытия и строительство новых дорог в татарстанском бюджете прибавится.
Согласно новому закону, налоговая ставка для физических лиц – владельцев авто с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил – вырастет с 7,5 руб./л.с. до 10 рублей, а для юридических лиц, владеющих такими же машинами, – с 15 до 20 рублей. Налог на мощные легковые автомобили, на грузовики, автобусы, кроме мотоциклов и мотороллеров, также повышается на треть. Так что владельцам популярных среди нашей «элиты» моделей джипов увеличение налога может «ударить по карману». В то же время обычные граждане на малолитражных авто станут платить всего на 200 рублей больше.
Интересно, что к сессии этот законопроект оказался снабжен двумя рекомендациями: финансовый комитет рекомендовал Госсовету принять закон, а социальный комитет, наоборот, его не одобрил. Председатель последнего Чингис Махмутов сказал: «Если бы в процессе дальнейшей работы над законопроектом включить в него какие-нибудь дополнительные льготы, например, возможность для малоимущих платить налог в рассрочку, – тогда можно и принять».
Несмотря на то, что в первом чтении законопроект принят, вопросов к нему у депутатов возникло множество. Например, председатель комитета Госсовета РТ по социальной политике Чингис Махмутов заявил, что если дороги в Татарстане в приоритете, то увеличение налога оправдано. «Увеличение ставки для всех приведет к недовольству избирателей, – посетовал Махмутов. – Это будет иметь последствия и для общественного транспорта. Необходимо провести дифференциацию. В первом чтении законопроект принять можно, а во втором чтении нужно внести поправки».
Депутат Насима Столярова тоже заметила, что из 300 млн рублей только 27 млн поступают с налогов от автомобилей мощностью менее 100 л.с. «Это проблемы состояния наших дорог не решит, – резюмировала она. – Может, лучше усилить контроль за расходованием средств на строительство дорог. Московская Дума, например, исключила в своем законе налогообложение автомобилей мощностью до 100 л.с.».
Более категоричным в своем комментарии оказался владелец Volkswagen Passat, региональный мерчандайзер компании Amway Павел Полный. «Я не вижу смысла переживать по этому поводу, – сказал Павел. – Может, они решили налог к Москве притянуть. Там 20 рублей ставка до 150 сил, и 30 рублей, когда выше. Но мне 300 р. в год не критичны. Дорог как не было, так и не будет все равно. Если дорога через два года превращается в одну большую дыру, то недоремонт в 10 лет уже ни на что не влияет. Вот положили же в Боровое дорогу на бетонные блоки. Сколько ей уже? Лет 15, а она без изменений лежит. Ни трещинки, ни ямки. Неужто положить один раз бетонный блок дороже, чем раз в два года полностью асфальт перекладывать? Хотя, конечно, перекладывают они его реже, а портится он быстрее. Короче говоря, все в этой стране знают, что к чему, но поскольку ничего сделать все равно нельзя, смысла переживать по этому поводу нет».
«В вопросе налогообложения транспорта мы отстали от всех субъектов России, – подытожил разговоры о новом законе председатель парламента республики Фарид Мухаметшин. – Не дотрагиваться до него дальше – стратегическая ошибка. Новый документ от предыдущих отличает социальный характер. На мотоциклы налог не поднимается. На автомобили до 100 л.с. расценки также будут увеличены минимально. В ходе дальнейшего обсуждения данный законопроект будет корректироваться. А деньги пойдут на ремонт светофорного хозяйства и создание велосипедных дорожек в крупных городах республики».