Постоянный рост цен на бензин заставляет задуматься: что можно предпринять для снижения расходов при эксплуатации автомобиля? Профессиональные таксисты категоричны в своих выводах: надо переводить машину на газ. Однако большинство автовладельцев уверены, что газ ухудшит динамику, станет причиной интенсивного износа двигателя и отрицательно скажется на запуске. Стоит ли овчинка выделки?
Однозначного ответа на вопрос: стоит ли ставить ГБО (газобаллонное оборудование) – нет. В каждом конкретном случае надо считать. Есть общее мнение, что если ежегодный пробег меньше 10 тыс. км, то ставить ГБО не стоит. Тем не менее, промышленность предлагает ГБО как альтернативу не только на карбюраторные, но и на инжекторные двигатели. Причем оборудование это рассчитано именно на иномарки. Наверное, не зря.
«Мы устанавливаем ГБО чаще на отечественные автомобили, – рассказывает начальник цеха ООО «Татавтогаз» Ринат Ахметшин. – Это связано с тем, что иномарок на наших дорогах меньше, да и само оборудование на них дороже. На них устанавливаем ГБО четвертого поколения, стоимостью от 20 тысяч рублей. Для сравнения – на наши авто от семи тысяч рублей. Конечно, есть и дороже. Кто-то и за 40 тысяч покупает, но это бывает редко, все зависит от необходимости. Если вы хоть раз в неделю катаетесь по делам в Москву, то экономию ощутите сразу. А для двигателя особой разницы нет, газ даже лучше: он не токсичен, коррозии не вызывает, динамика на четвертом поколении ГБО не ухудшается. К тому же заправок сейчас строится много, никаких проблем. Добавлю, что самое популярное оборудование – на пропан-бутан. Метан используется редко, да и заправок в Казани всего две. А это не удобно».
Главный вопрос, который интересует автовладельца: сколько он будет экономить и насколько ухудшатся мощностные показатели автомобиля? По утверждению авторитетных специалистов, у двигателей с впрысковыми газовыми системами можно добиться такого же расхода топлива и мощности, как у бензиновых. В системах третьего поколения расход газа увеличится на 10-25%, а потеря мощности будет ощущаться только при полной загрузке автомобиля и на скоростях выше 100-120 км/час. В обоих случаях расход газа сильно зависит от регулировки ГБО, а также от увеличения угла опережения зажигания на пять в программе ЭБУ (электронный блок управления).
Если взять в руки калькулятор и посчитать, то получится, что перевод на газ сокращает траты на топливо в полтора раза. Газовое оборудование окупается за полгода у частника и за один-два месяца в транспортной организации. Дальше – сплошная выгода! Как гласит старинная мудрость, деньги сэкономленные – деньги заработанные.
«Кроме дешевизны эксплуатации (газ в два раза дешевле бензина) и быстрой окупаемости оборудования и установки (при больших пробегах), работа двигателя на газе более благоприятна, – рассказывает владелец Chevrolet Lanos Андрей Макров. – Расход газа практически сравним с расходом бензина. Двигатель работает заметно тише и ровнее. Автомобиль в летнее время способен сразу передвигаться без рывков и пропусков. Мощность на переходном этапе с холостого намного стабильнее и больше. Подхват не менее ощутим, чем на бензине. Тяга при разгоне нормальная. Единственное, что заметно – то, что немного труднее лезть в гору при существенной загрузке (три пассажира), но это устранимо настройкой редуктора (правда тогда, возможно, будет больше расход)... Нагара на свечах нет. Выхлоп стал менее токсичный. Думаю, что масло будет служить дольше. Самостоятельно переоборудовать не решился, поскольку и купить оборудование Landi Renzo в свободной продаже невозможно и установка его – достаточно хлопотное и ответственное дело. Доверил установку специалистам. Вместе с оборудованием и первой заправкой все обошлось мне в восемь тысяч рублей».
«Переводить машину на газ самостоятельно – значит наделать ошибок, – говорит специалист отдела маркетинга и рекламы ЗАО «Энергопоставка XXI век» Максим Никулин. – На инжекторных двигателях при установке оборудования четвертого поколения требуется врезка газовых форсунок в картер, настройка электрооборудования и даже чип-тюнинг. Оно, кстати, отличается от предыдущего тем, что при работе двигателя на газе динамика меняется незначительно. Чтобы «голова не болела», лучше довериться специалистам. Тем более, владельцам иномарок».
Из всего многообразия технических решений ГБО принято выделять четыре:
для карбюраторных двигателей и инжекторных без лямбда-зонда. Это традиционные устройства со смесителем газа.
для инжекторных двигателей с лямбда-зондом и нейтрализатором. Это традиционные устройства со смесителем газа, дополнительно оснащенные дозаторами газа.
индивидуальная подача газа в отдельные цилиндры дозирующим устройством (газовым инжектором), имеющим одноуровневое управление порцией газа.
распределенный, синхронизированный впрыск газа. Это новейшие и наилучшие из известных сегодня решений: отдельное управление подачей газа (форсунками газа) для каждого цилиндра.
Что выбрать?
При выборе типа и марки оборудования следует обращать внимание на целый ряд моментов. Очень часто репутация того или иного производителя ГБО страдает из-за безграмотной установки и отсутствия опыта настройки оборудования. Важно так разместить узлы в подкапотном пространстве, чтобы не был перекрыт доступ к каким-либо датчикам двигателя.
Такие проблемы полностью исключаются, если ГБО устанавливается согласно технологической карте на автомобиль конкретной марки и модели, но ее предлагают немногие производители оборудования. Существуют также универсальные техкарты установки ГБО для всех авто, но монтировать оборудование, руководствуясь ими, должны квалифицированные специалисты. Тем более, если оно четвертого поколения. Эта техника требует подключения к сложной электронике инжекторных машин и настройке с помощью компьютера со специальным программным обеспечением.
Следует также учесть, что время настройки для разных систем ГБО разное. Например, ГБО Tartarini имеет функцию полной настройки при работе двигателя на холостом ходу. В других системах это осуществляется частично самим ГБО, частично с помощью спецоборудования в процессе ходовых испытаний. Нужно быть готовым к тому, что машину придется несколько раз оставлять у установщиков для наладки системы под ваши требования.
В двухтопливных системах питания электроника переключается с бензина на газ автоматически на основании температуры охлаждающей жидкости и оборотов двигателя. Момент переключения во многих ГБО можно установить с помощью диагностического оборудования. Делать это нужно с умом. Например, многие хотят, чтобы машина быстрее переходила на газ, и занижают момент переключения с 35-50°С до 20-25°С. Для лета это допустимо, а зимой из-за поступления к форсункам переохлажденного газа могут возникнуть перебои в работе мотора, перерасход газа и так далее.
Нужен ли чип-тюнинг?
В связи с продолжающимся ростом цен на бензин в Европе, автолюбители Германии потихоньку начали переводить свои автомобили на сжиженный газ. Одними из первых на эти позывы откликнулись дилеры марки Chevrolet.
Так, покупателю популярного в Германии нового Chevrolet Matiz предлагаются машины, оснащенные газовым оборудованием. В среднем автомобиль с газовым оборудованием стоит на две тыс. евро дороже. В Chevrolet Matiz резервуар для хранения запаса сжиженного газа емкостью 36 литров, как и в других моделях GM, размещается в нише запасного колеса под полом багажника и поэтому не уменьшает его объем.Переключение двигателя с бензина на газ и обратно осуществляется простым нажатием кнопки на приборной панели. На имеющемся запасе более дешевого, нежели бензин, сжиженного газа машина может проехать в среднем около 500 км. В этом году в Германии уже 700 водителей машин марки Daewoo и Chevrolet установили на свои автомобили газовое оборудование.
Переключение двигателя с бензина на газ и обратно осуществляется простым нажатием кнопки на приборной панели. На имеющемся запасе более дешевого, нежели бензин, сжиженного газа машина может проехать в среднем около 500 км. В этом году в Германии уже 700 водителей машин марки Daewoo и Chevrolet установили на свои автомобили газовое оборудование.
При переводе инжекторного двигателя для работы на газе для максимального сохранения мощностных и экономических характеристик желательно перепрограммировать ЭБУ мотора. Зачем? Газ имеет более высокое октановое число – выше 100 ед., сгорает медленнее, и чтобы до открытия выпускного клапана он успел полностью сгореть, необходимо увеличить время горения, изменив угол опережения зажигания. Кроме того, при работе на газе отпадает необходимость в лямбда-зонде. Он не нужен из-за того, что состав отработавших газов изменяется. Форсунки при установке ГБО четвертого поколения на программном уровне не отключают, поскольку импульсы на их открытие идут в «мозг» оборудования для пропорционального перерасчета сигналов на открытие газовых форсунок.
Преимущества ГБО
Очень важно то, что это экологически более чистое топливо, в выхлопе при работе на газе содержится меньше вредных веществ, в том числе СО (почти в два раза меньше).
Газ имеет более высокое октановое число (порядка 100 и даже выше в зависимости от состава). Соответственно, практически невозможны детонационные повреждения двигателя.
Уменьшается износ цилиндро-поршневой группы. Во-первых, при пуске холодного двигателя не образуется пленки из бензина, смывающей смазку. Во-вторых, газ сгорает медленнее, и давление в цилиндрах нарастает не так быстро – в результате ударные нагрузки на детали двигателя меньше.
Благодаря лучшему смесеобразованию газа с воздухом (с бензином) и тому, что газовая смесь равномернее распределяется по цилиндру, двигатель работает мягче и тише. Кроме того, после пуска холодного двигателя на газе можно ехать практически сразу, не требуется длительного прогрева, как на бензине.
Газ не разжижает моторное масло, поэтому масло можно менять реже, чем при эксплуатации на бензине.
Практически не образуется нагара.
Газ по сравнению с бензином значительно чище, поэтому в карбюратор не попадает грязь.
И недостатки
По сравнению с бензином, у газа есть один недостаток: меньшая теплота сгорания. Поэтому при работе на газе мощность двигателя меньше примерно на 5%. Иногда советуют поставить несколько более раннее зажигание. Однако это спорный вопрос. Во-первых, это целесообразно делать только на автомобилях, работающих на высокооктановом бензине (95 и выше), – с тем чтобы не приходилось ставить зажигание позже каждый раз, когда надо ехать на бензине. Во-вторых, существует мнение (в результате проведенных исследований), что на высоких оборотах при работе на газе наоборот зажигание должно быть несколько более поздним, чем для бензина. Поэтому лучше сохранить регулировки, рекомендуемые для бензина.
Еще один недостаток – место в багажнике занимает.
И последнее – на газе нельзя заводиться в холодную (минус 10 и ниже). В принципе, двигатель заведется, но это снижает срок службы диафрагмы редуктора. Поэтому лучше пускать на бензине, но уже при температуре двигателя около 40 градусов можно переключаться на газ.
Переключение двигателя с бензина на газ и обратно осуществляется простым нажатием кнопки на приборной панели. На имеющемся запасе более дешевого, нежели бензин, сжиженного газа машина может проехать в среднем около 500 км. В этом году в Германии уже 700 водителей машин марки Daewoo и Chevrolet установили на свои автомобили газовое оборудование.