Трагическая авария, произошедшая 10 мая 2008 года в Лаишевском районе республики, переполнила чашу терпения сотрудников ГИБДД – скутер под управлением 13-летнего подростка попал под КамАЗ, в результате погиб трехлетний ребенок, а водитель скутера получил множественные травмы и был доставлен в реанимацию. На внеочередном брифинге главный государственный инспектор БДД РТ Рустам Минниханов объявил об усилении работы по контролю соблюдения законности и требований безопасности эксплуатации двухколесной техники.
«Госавтоинспекция не ставит своей целью очистить дороги от механических транспортных средств, – заявил Минниханов. – Наша задача – в рамках закона обеспечить безопасность и порядок на дорогах в интересах всех без исключения участников дорожного движения».
Только с начала года на дорогах республики произошло 38 ДТП, в которых погибли пять и пострадали 43 человека. Из них с участием скутеров и мопедов – 10 ДТП, где три человека погибли и 10 ранено. Конфликты на дороге тоже случаются довольно часто: многие автовладельцы откровенно ненавидят подростков на скутерах. И есть за что – за полное пренебрежение правилами движения, соединяемое с абсолютным презрением к окружающим. Некоторые водители даже специально пытаются прижать детей на «табуретках» к бордюру, чтобы вытеснить с дороги.
По мнению главы ГИБДД республики, такая ситуация сложилась из-за безответственного отношения родителей к своим детям. Покупая ребенку мопед или скутер, взрослые подвергают жизнь ребенка нешуточной опасности. По закону эксплуатация таких транспортных средств возможна без регистрации и получения водительских прав. В результате дети выезжают на дорогу, имея очень смутное представление о том, как организовано движение на проезжей части. Да и оценить опасность своих действий ребенок в силу возраста просто не в состоянии. И если велосипедисты еще как-то прижились на наших дорогах, водители их воспринимают практически как пешеходов, то юркие и скоростные скутеры в потоке машин становятся неожиданным «сюрпризом» практически для каждого автомобилиста.
«Конструкция скутера не соответствует требованиям пассивной безопасности, – говорит Рустам Нургалиевич. – В случае даже незначительных аварий и водители, и пассажиры такого транспорта получают тяжелые травмы. Следует учесть еще и тот фактор, что в большинстве случаев за рулем оказываются дети. Хотя эксплуатация мопедов и скутеров разрешена только по достижении 16-летнего возраста. Усугубляет ситуацию и отсутствие шлема на голове ребенка. Бывает, что падение на скорости 60 км/ч заканчивается смертью. С 1 июля это требование станет обязательным, а пока мы настоятельно рекомендуем использовать шлема и обращаем на это внимание родителей».
Управление ГИБДД МВД по РТ призывает взрослых отказаться от покупки нового скутера и от поездок на нем по городу. По словам сотрудников ДПС, интенсивность движения в Казани и других населенных пунктах в несколько раз превышает положенные нормативы. Для того чтобы как-то снизить процент ДТП с участием двухколесного транспорта, инспекторы будут проверять у водителей документы на право владения этим транспортом, наличие неисправностей и изменений в конструкции. При малейшем сомнении скутер будет перемещен на штрафстоянку и подвергнут специальному тестированию. Тюнинговые модели будут запрещены к эксплуатации. Точно так же будут поставлены на стоянку и скутеры, управляемые детьми, не достигшими 16-летнего возраста.