Демпфирующие системы вместо острых отбойников предложили устанавливать на опасных участках дорог в министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ. На презентацию нового оборудования были приглашены проектировщики, строители, представители ГИБДД республики. По мнению организаторов презентации, внедрение подобных конструкций позволит снизить количество ДТП со смертельным исходом.
«Использование специальных, гасящих силу удара конструкций Protect Technology (США) продиктовано стремлением обезопасить водителя, не справившегося с управлением на скользком или опасном участке дороги от сильных ударов, – сказал заведующий сектором по связям со СМИ и общественностью министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Шамиль Садыков. – Мы хотим заинтересовать проектировщиков и руководителей ГИБДД возможностями этих систем. Тут все будет зависеть от комплексного подхода к проблеме. Если ГИБДД будет рекомендовать установку, а проектировщики станут предусматривать это в своих проектах, показатели ДТП на дорогах могут улучшиться».
Демпфирующая система безопасности движения представляет собой каркас из оцинкованного металла, заполненный алюминиевыми картриджами с энергоемким веществом. Принцип действия системы – телескопический; внутри установлена монорельса, по которой и движутся картриджи. При ударе картриджи складываются, поглощая всю силу удара, а после – восстанавливают свое исходное положение. Система рассчитана на столкновение с автомобилем весом не более 2,5 тонны. Но даже в случае столкновения с более тяжелым авто она смягчает удар. Особенно важно, что при боковом столкновении система перенаправляет автомобиль по прежней траектории движения, а не отбрасывает его, что позволяет избежать столкновения с другими автомобилями или падения в кювет. Еще одной особенностью конструкции является и то, что при ударе она практически не образует осколков, а это очень важно в отношении безопасности жизни проходящих мимо людей.
Как сообщил Шамиль Мухаметович, эти системы уже 15 лет успешно используются по всему миру. В США они снизили смертность на трассах с 60% до 12%. В Москве и МО установлено для испытаний несколько опытных образцов в наиболее аварийноопасных местах, и сейчас можно говорить о положительном опыте их применения. Демпфирующие системы прошли обязательную сертификацию в Российской Федерации и одобрены МВД России. «Единственно, что вызывает опасение, – сообщил Садыков, – стоимость конструкции. В зависимости от длины она колеблется от 12 до 30 тысяч долларов за одну штуку».
«Во всем мире разработано множество подобных конструкций, и мы – за их применение на дорогах, – заявил заместитель начальника отдела дорожной инспекции и организации движения УГИБДД МВД по РТ Владимир Мусин. – Однако не стоит торопиться с выводами по поводу предложенных компанией Protect Technology изделий».
По словам Владимира Ивановича, применение показанных на презентации устройств ограничено двумя обстоятельствами. Во-первых, они используются на развилках дорог, на транспортных развязках, да еще и на скоростных магистралях, которых в нашей республике нет. Во-вторых, цена системы непомерно велика, соответственно установка ее на наших дорогах нецелесообразна. Кроме того, как добавил Мусин, в Америке они ставятся на шоссейных дорогах, предназначенных для движения исключительно легкового транспорта. На наших дорогах общего назначения наезд на демпфирующее устройство грузовика будет означать «смерть» конструкции и пары десятков тысяч долларов. В то же время существуют отечественные, например, МГУ им М.В. Ломоносова, разработки, которые ни в чем не уступают импортным, но зато в два-три раза дешевле. Система целиком состоит из отечественных материалов, не требует замены элементов для восстановления после ДТП, экологична, адаптирована к российским дорогам.
«Если российские конструкторы предложат свои системы, и цена будет приемлемой, то мы будем их рекомендовать к установке, – подытожил Владимир Мусин. – Даже предложим разработать защиту для трамвайных остановочных площадок – защитить людей от наездов. Жизнь человека для нас – самый важный приоритет. А пока очень хорошие показатели дает освещение опасных участков дорог. Пример тому – Горьковское шоссе и печально известный путепровод. После того, как его ярко осветили – тяжелейшие ДТП в этом месте сразу прекратились».