Десять дел по факту подделки таможенных документов и ПТС импортных машин ведутся с начала этого года. Таможенники заявляют, что разработанную в Казани методику определения криминальных автомобилей теперь используют по всей России, а после создания единой базы данных нелегальный их ввоз и обман государства станут практически невозможными.
«Методику, которая позволяет определить недостоверность заявляемых сведений и наличие фальсификации в документах по группе признаков, мы разработали в 2006 году, – рассказывает заместитель начальника Татарстанской таможни по правоохранительной деятельности Ильдар Саидов. – В результате документы и автомобиль проходят пятиэтапную проверку, в ходе которой выясняется, нет ли признаков преступных действий со стороны физического лица».
Заметим, что нелегальный ввоз или оформление автомобиля по поддельным документам называется контрабандой и карается государством. Если сумма ущерба не превышает 250 рублей, то виновный получает условный срок, а если больше – реальный, до трех лет. Поддельными могут оказаться счет-справки, счет-фактуры несуществующих иностранных автосалонов, либо документ о купле-продаже машины у вымышленного гражданина иностранного государства. Еще одну группу подделок составляют технические паспорта ПТС, согласно которым автомобиль якобы стоял на учете в иностранном государстве и был снят с учета для продажи. При этом они изготавливаются типографским способом, но сведения о годе выпуска или литраже авто искажаются в нужную сторону. Третья группа подделок – пакет документов на угнанный автомобиль с перебитыми идентификационными номерами (VIN) кузова и двигателя.
«При выявлении фактов контрабандного ввоза иномарок мы столкнулись и со смешными случаями, буквально с «географическим кретинизмом» преступников, – продолжает Ильдар Муратович. – Дело в том, что таможенному контролю на границе предшествует пограничный. Каждый пограничный пункт контроля имеет штамп с названием населенного пункта и делает отметку в загранпаспорте «путешественника». Несколько раз получалось так, что сам гражданин имел отметку «Пинск» в паспорте (города на белорусско-украинской границе), а автомобиль, на котором он ехал, получал штампы на товаросопроводительных документах таможенного органа ГТК РБ «Заходнi буг» (Западный Буг), который располагается на белорусско-польской границе. То есть гражданин въехал к нам из Украины, а его машина в это же время из Польши».
Стоит отметить, что, благодаря новой методике проверки документов и идентификационных номеров агрегатов автомобиля, количество контрабандных машин резко снизилось. В 2007 году было заведено 40 дел, в 2008 – 10. В процентах от всего числа автомобилей, прибывающих к нам из-за рубежа, как пояснили таможенники, это 1-2% в прошлом и 0,01% в текущем году. Для окончательного и полного «закрытия границы» криминальным авто в ближайшем будущем будет введена в действие единая база данных России.
Но до тех пор, пока граница еще не «на замке», есть опасность приобрести сомнительный товар от не честных на руку дельцов. Чтобы обезопасить себя от этого, начальник отдела специальных таможенных процедур казанского участка татарстанской таможни Сергей Назаров посоветовал следующее: «Если вы покупаете машину у частного лица, не поленитесь обратиться к официальным дилерам этой марки в Казани. Специалисты компании проверят VIN по своей базе данных и дадут ответ, в угоне или нет машина, есть ли такой номер в природе вообще. Насторожить покупателя должны и невысокая цена авто, отсутствие штампа таможенных органов Татарстана (могут стоять печати других регионов). В случае, если вы все-таки приобрели «левый» автомобиль, по закону будете обязаны оплатить его ввоз в РФ, то есть растаможить. Размер налога составляет 30% стоимости авто от трех до семи лет и 48%, если возраст машины не достиг трех лет».
Фото: Фото автора