Год назад в Казани появилось первое женское таксомоторное предприятие. Сейчас уже никого не удивляет то, что практически 40% водителей – представительницы прекрасного пола, женщина-таксист для нас явление необычное. И хотя представители сильного пола частенько отпускают шутки в адрес женских экипажей, не считаться с ними на дорогах уже невозможно: женщины упорно продолжают осваивать мужские виды деятельности.
Организатором такого вида бизнеса стал частный предприниматель Виктор Сметанин. Как он считает, для успеха в бизнесе важна, прежде всего, идея. Нечто необычное, привлекающее внимание. Особенно для категории клиентов, которые, заказывая машину, укажут, что нужна тонированная, чистая, с некурящим водителем и музыкой в формате MP3... Вторая и, возможно, главная причина создания «Дамского клуба»: женщинам в такси вместе работать комфортнее.
«Перевозками пассажиров в машинах с женщиной-таксистом мы начали заниматься с декабря 2006 года, – рассказывает Сметанин. – Но до августа 2007 года работали только привлеченные машины по системе совмещения. Это значит, что каждый на своем авто, кто на чем. Как правило, устраивались к нам женщины разведенные, с детьми, своя машина для которых стала дополнительной кормилицей. К августу удалось пробить кредиты и приобрести 20 штук Daewoo Matiz салатового цвета. На некоторых машинах вы уже, наверное, видели наклейки клуба. На линии одновременно находятся обычно около 10 машин».
Узнав о затее Виктора, друзья хватались за голову: «Ты не представляешь, что это такое – женский коллектив!». Как оказалось, ничего страшного. Если, конечно, не заострять внимания на некоторых особенностях... В отличие от мужчины, женщиной руководит инстинкт сохранения как своей жизни, так и жизни, которая находится рядом с ней. Это и определяет стиль вождения. Обратите внимание, интерес представительниц женского пола к подушкам безопасности в покупаемой машине составляет 97%, а у мужчин – всего 14%. Несмотря на то, что мужчины часто смеются над женщинами, которые смотрятся за рулем неуверенно, вцепившись в руль, это совсем не говорит о том, что она плохой водитель, просто она бдительно ведет себя на дороге, боясь упустить малейшую деталь в дорожной обстановке. В конце концов, в экстремальных ситуациях поведение водителя зависит не от половой принадлежности, а от опыта, характера, темперамента. Более того, всего 29% мужчин готовы смириться с поездкой в качестве пассажира в машине, за рулём которой находится женщина, а потому предпочитают либо не сопровождать своих подруг в поездках, либо настоятельно требовать, чтобы те освободили для них водительское место.
«Работать с женщинами, честно говоря, не очень просто, – продолжает Виктор. – Вот, например, никак не смог уговорить поставить в машины рации. Говорят: «Зачем? Давай лучше безлимитную «симку». В отличие от таксистов мужчин, женщины то в магазин, то детей покормить, то из школы встретить. Как только где рядом, то так домой и бегают. Какая уж тут рация... Некоторые даже стесняются крепить наклейку на машину. А ведь это самая действенная реклама. Как раз у таких чаще всего и спрашивают координаты».
В общей сложности в «Дамском клубе» работают таксистами 20 человек. Недавно придумали новую линию общения: на татарском языке. Но, по словам организаторов клуба, руки не доходят плотно заняться рекламой такого сервиса.
Собирался коллектив по объявлениям в бегущей строке. Требований к соискательницам вакансий было немного: свой автомобиль и три года водительского стажа. Часовое катание по городу давало ясное представление о профпригодности кандидаток, от которых требовалось, в первую очередь, уверенное и аккуратное вождение.
Кстати, по результатам проведенного в 15 странах Европы тестирования мужчин-водителей со стажем выяснилось, что более половины из них не в состоянии правильно ответить на вопросы, связанные с правилами дорожного движения, а уж тем более с технической стороной вождения. Тем не менее, многие мужчины считают, что женщина и техника – абсолютно несовместимые вещи. Но сейчас нередко встречаются девушки, которые могут разобраться с машиной и без посторонней помощи, а некоторые – и с мотоциклом. Скоро для всех замена свечей будет обычным действием, этаким пустяком.
Отмечено, что женщины больше предрасположены к соблюдению правил дорожного движения. Для них машина – это средство передвижения, а не друг для получения адреналина. По статистике, девушек, садящихся за руль в нетрезвом состоянии, гораздо меньше. Многие скажут, что это вызвано тем, что их количества на дороге меньше, чем мужчин. Тем не менее, на трех мужчин, севших за руль в алкогольном опьянении, приходится лишь одна женщина. И это факт! Милицейские сводки свидетельствуют, что дамы в два раза реже мужчин становятся виновниками аварий. А если и попадают в них, то последствия этих ДТП менее серьезны, чем те, виновниками которых становятся мужчины.
«Случались аварии и у нас – всего три машины за практически полгода эксплуатации. Причем вина ни разу не была нашей. Несколько раз в последнее время меня вызывали в мэрию и в комитет по транспорту. И до 15 января предлагали выразить пожелания, а в феврале пообещали, что по службам такси будет специальное постановление. Сейчас ведь такси работают как: набирают водителей, причем на разных машинах. Получается, что у города нет своего лица. На вокзалах и в аэропорту гостей города встречают мрачные люди, порой – в тренировочных костюмах, на разных машинах не первой свежести. Поэтому городские власти хотят сделать некие крытые терминалы, оборудовать машины стеклом, чтобы отделить водителя. Да и все машины сделать одинаковыми. Или желтый цвет, или красный, пока не решили. Так сразу станет понятно, где такси, а где «бомбилы», и будет возможность выбора. Ну а мы пока ждем, что будет».
Вообще, по мнению Виктора Сметанина, услуги «Дамского клуба» пользуются популярностью, как, в принципе, и у всех служб такси. Есть у них и постоянные клиенты. Наших водителей часто вызывают родители, детям которых необходимо на тренировку или в школу. Они больше доверяют все-таки женщинам. Бывают и именные заявки, когда клиент заказывает одну и ту же «водительницу». Вот еще одно: бывает что клиенты, в основном женщины, хотят съездить на рынок или в торговый центр, и прихватывают себе «напарницу» из «Дамского клуба». Так вдвоем и занимаются покупками. Девушки в такси работают в основном образованные и могут поддержать и компанию, и разговор. Новогодние каникулы тоже неожиданно открыли целый клиентский «пласт». Услуги такси на ура пошли у любителей весело провести время вечером в каком-либо развлекательном заведении. Теперь на выходе из ночных клубов или ресторанов (после затянувшихся корпоративных вечеринок) кавалерам, провожающим дам, незачем демонстративно записывать номер машины или громко просить своих пассий позвонить, «как только приедет домой». Обычно такие клиенты, когда звонят, спрашивают: «У вас действительно женщины за рулем? Тогда мы только посадим девушку в машину, не поедем ее провожать»...
Бывает, конечно, звонят в «Дамский клуб» не по адресу. Это когда клиенты-мужчины интересуются, не оказывают ли сотрудницы фирмы каких-либо иных услуг, помимо транспортных. Но, по словам руководителя службы такси, диспетчер таких клиентов вычисляет и фильтрует. Потому криминальных инцидентов не бывает в принципе.
Не только в Казани идея женского такси получила свое развитие. В Москве, Красноярске, а теперь и в Зеленодольске появились такие частные предприятия. Ольга Тихонова, владелица салона красоты «Светлана» тоже организовала такси «Кармен» и этим довольна.
Как рассказывала Ольга, женщины, в отличие от мужчин, более чутко и с большим пониманием относятся к чужим проблемам. Они лояльны, покладисты, к ним больше доверия. В услуги такси «Кармен» входят: отвезти и привезти ребенка из школы, садика, если нужно, проводить до класса, группы, помочь раздеться и одеться».
В планах зеленодольской предпринимательницы открыть игровую комнату для детей. Если вы задерживаетесь на работе или приглашены на корпоративную вечеринку, а бабушка с дедушкой, к примеру, в отъезде, вы сможете здесь оставить своего ребенка на несколько часов. Под присмотром специалистов-воспитателей ребенок прекрасно проведет время. А домой его доставит девушка-таксист.
«Развитие этого вида бизнеса будет зависеть от решений, принимаемых городскими властями», – резюмирует казанский предприниматель, организатор необычного таксомоторного парка, Виктор Сметанин. – Мэрия обещает помочь льготными кредитами и организационными мероприятиями. Конечно, если она будет наводить порядок среди городских таксистов, то нам это будет на руку. Но пока... пока просто ждем решений властей».