В кольцо эстакад решил забрать Казань отдел инноваций министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ. По замыслу авторов, новое транспортное кольцо разместится над уже существующими железнодорожными путями и позволит решить постоянную транспортную проблему города. Кроме того, в планы строительства метро тоже предложено внести изменения.
По словам одного из создателей революционного проекта, скоростная транспортная эстакада над полотном железной дороги внутри города позволит сократить пробки, увеличить скорость передвижения автомобилей и снизить количество дорожно-транспортных происшествий. Северо-Восточный участок протяжённостью 20 км с девятью развязками пройдет от Горьковского шоссе до левобережной части моста «Миллениум» около Арского кладбища. Южный – протяженностью 11 км с шестью развязками – пройдёт от станции Новаторов до Адмиралтейской слободы. Западная часть, соответственно, продолжится до Горьковского шоссе и будет иметь две развязки.
«Если посмотреть на карту Казани, то железнодорожные пути образуют своеобразное кольцо внутри города между станциями Юдино, Воровского, Дербышки, Компрессорный, Вахитова, Казань, Лагерная с радиальными выходами на федеральные магистрали в сторону Москвы, Ульяновска, Перми, Оренбурга, Уфы, – рассказывает начальник отдела инноваций министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Ринат Губаев. – Новая магистраль в 45 км станет скоростной – по ней можно будет ездить со скоростью 120 км/час. Дорогу сделают восьмиполосной, с 17 развязками на основные городские дороги. Ширина проезжей части для каждого направления движения – 14,5 м. Кроме того, магистраль разделят полоса безопасности, ограждения и служебный проход. Высоту эстакады над улицами планируют сделать 5,25 метра, а над железнодорожными путями (в соответствии с требованиями ОАО «РЖД») – не менее 7,2 метра. Решено, что ее выполнят из прочных, легких, долговечных и коррозионно-стойких композитных материалов, полученных методом пултрузии». (Пултрузия – это технология производства конструкционных профильных изделий из одноосноориентированных волокнистых пластиков непрерывным способом).
Строительство эстакадных автодорог не ново, но использование их над железными дорогами может позволить эффективно использовать территорию города, не занятую постройками, и обеспечить быстрый проезд в любой район, минуя центр. Строительство же новых городских дорог обычным способом в тысячелетнем городе сопряжено с громадными трудностями, связанными с существующей застройкой и историческими памятниками.
Что касается казанского метро, его решили «облегчить». Дело в том, что самую затратную часть строительства здесь занимают возведение и отделка станций. По замыслу авторов, подвижной состав, аналогичный вагонам метрополитена, большую часть пути будет по-прежнему преодолевать на подземных тоннелях, а вот останавливаться станет на станциях, размещенных на поверхности. Такая система получила название «Метролюкс» и достаточно распространена уже во всем мире.
«Преимущества для пассажиров очевидны, – делится идеей Ринат Губаев. – Они выходят в город или пересаживаются на смежные линии при минимальных затратах времени и сил. В то же время подвижной состав большую часть расстояния между станциями преодолевает в безопасном и защищенном от непогоды подземном тоннеле, что сохраняет преимущества традиционного метрополитена. Главное отличие от метро: станции находятся на поверхности – при этом сокращаются сроки строительства и экономятся большие финансовые средства. В результате СГТС «Метролюкс» объединяет в себе положительные качества трамвая и подземки. В то же время она обладает преимуществами, недоступными в отдельности ни трамваю, ни метро».
Скоростная городская транспортная система «Метролюкс» может быть построена как кольцевая линия, соединяющая станции Проспект Победы – Азино2 – Мамадышский тракт – Халитова – Ямашева – Парк Победы – Восстания – Фрунзе – Красные ворота – Адмиралтейская слобода – Вокзал – Речной порт – Тихорецкая – Борисково – РКБ. О сроках начала строительства пока неизвестно. Оба проекта должны решить вопрос финансирования и получить одобрение городских властей.