Бронзовую медаль Московского международного салона инноваций за разработку проекта «Пассажирская подвесная канатная дорога Казань – Верхний Услон» получило министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ. По замыслу авторов, строительство такого транспортного сооружения даст толчок к развитию Верхне-Услонского района.
«Идея у нас возникла года три-четыре назад, – рассказывает автор проекта, начальник отдела инноваций министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Ринат Губаев. – Пока рассматриваем только этот маршрут, хотя есть и другие идеи. Например, построить канатку от горнолыжного комплекса «Казань» до Свияжского острова, протянуть нитку между парком Горького и «Татнефть-Ареной». Что касается Верхнего Услона, то получается, что самый живописный ближайший к Казани район отрезан от «большой земли». А ведь там и пляжи, и лес, и места под строительство дачных поселков. Мы заинтересовали финнов возможностью строительства «финских деревень», связались с известной французской фирмой, занимающейся строительством подвесных канатных дорог. Вместе с ними определили все технические параметры. Единственное препятствие для нас – волжский фарватер шириной 400 метров. Французы успокоили, что для них это не расстояние. Опоры можно расположить на островах, которых, в принципе, достаточно. Тем более, что французы имеют опыт строительства самой большой канатной дороги во Вьетнаме».
Расстояние между Казанью и районным центром Верхний Услон по реке Волга составляет около восьми километров. Проблема транспортного сообщения жителей районного центра с городом существует, несмотря на ввод моста через Волгу, открытие зимней навигации и летнего теплоходного сообщения. Чтобы доехать по суше, необходимо проделать путь протяженностью 50 километров! И это ближайший к городу районный центр? Строительство пассажирской подвесной канатной дороги обеспечит круглогодичное и круглосуточное сообщение. В связи с уникальностью и экзотичностью новый вид транспорта будет очень популярен не только у жителей Казани и районного центра, но и у гостей столицы республики, что положительно отразится на финансовой стороне проекта.
«Разговаривая с людьми, мы пришли к выводу, что наш проект вызывает заинтересованность в различных районах республики, – продолжает Ринат Гарифуллович. – Например, очень заинтересовались канатной дорогой в Булгаре. Недалеко от него есть село Долгая Поляна – красивейшее место и исторический памятник. Если связать город и это место канатной дорогой, то можно развивать туристический бизнес. Такой мост окупится в течение трех-пяти лет.
О включении нашего концептуального проекта в программу правительства пока идут разговоры. Только после этого можно будет говорить о государственной поддержке. А пока мы ждем инвесторов. По предварительным подсчетам эти восемь километров встанут в 18 миллионов евро. Если сравнить стоимость строительства обычного моста, как планируют, на него придется потратить восемь миллиардов евро. Причем наш проект рассчитан максимум на год-полтора, тогда как строительство обычного моста может затянуться лет на 10. Короче говоря, сроки зависят от инвестора, которого пока нет. Думаю, после весенней выставки в Москве ситуация прояснится, а наличие программы развития туризма в РТ поможет в юридическом плане».
По перспективному плану развития Казани предусматривается расширить границы города на территорию Верхнее-Услонского района. Соответственно значимость пассажирской канатной дороги многократно увеличивается. Эксплуатация дороги не предусматривает серьезных ограничений, связанных с погодными условиями. Кабины призваны защитить пассажиров от всех неприятностей в пути и обеспечить отличный обзор. Вместимость вагона маятниковой дороги – до 100 человек. Главным преимуществом проекта является то, что он объединит новый вид пассажирского транспорта и уникальную туристическую услугу. Да и строительство высокопроизводительной канатной дороги обойдется в сотни раз дешевле, чем строительство моста. На сегодняшний день аналогичных проектов пассажирского и туристического направления через крупные водные артерии России на данный момент не существует.
«Вообще интересный проект, конечно. Только сколько билет стоить будет? Если недорого, то будут полные вагоны дачников, – комментирует новость житель Верхнего Услона Сергей Елагин. – Думаю, что главное здесь, чтобы сделали все с умом и надежно. Прикольно будет болтаться в сломавшемся вагончике под вопли женщин и матюки нетрезвых. А если вагонов поставят мало, то будет давка. Станут набиваться как шпроты в банки. Кому охота пилить 50 км по трассе или шлепать по воде на пароходике? А вот по поводу развития туризма, это они зря. Здесь, конечно, пляжи такие, что закачаешься, только это потому, что не так просто до них добраться. Как только пойдет поток городских любителей пива и шашлыков, так красота и закончится. Все превратят в помойку, поставят коттеджи, заборы, будет пыль, шум, строительная грязь с молдаванами и «Джамшутами» с гор. Короче, думать здесь надо серьезно».