До начала новогодних каникул осталась всего неделя, и, скорее всего, многие подумывают о том, как провести эти 10 дней, «свободных от забот». Валяться дома на диване у телевизора, изредка навещая ближайшие продуктовые магазины, теперь совсем не модно, и согласитесь – уныло. Кто-то навестит старых друзей, съездит ненадолго к родителям, посвятит время зимним забавам на лыжне или горке. А кто-то соберется в путешествие на свой машине. Что взять в дорогу и как подготовить авто, чтобы приключение стало приятным, а не экстремальным преодолением трудностей?
Начнем с главного – автомобиль не должен вас подвести. То, что летом можно посчитать пустяком и забавной неожиданностью, зимой может поставить под угрозу вашу жизнь. Незапланированная остановка в безлюдной местности может стоить вам ампутации конечностей или фатальным переохлаждением. Случаи, когда на трассе находят замороженные в машине трупы совсем не редкость. Именно поэтому к подготовке к зимней поездке по трассе стоит отнестись со всей серьезностью.
«Как то раз в середине января пришлось выехать в Глазов, – рассказывает казанский журналист, в прошлом частный предприниматель, Александр Быковский. – На трассу вышли во второй половине дня, уже затемно. То, что в Татарстане объявили штормовое предупреждение, узнали по дороге. Наша машина оказалась последней, кто проскочил пост на челнинской трассе. Больше «гайцы» никого не пропустили. Сначала было очень красиво – низовая поземка завораживала – перетекающие через дорогу снежные потоки создавали иллюзию быстрой воды или летящих облаков, по которым плыла наша машина. После того, как к сильному ветру прибавилась метель, стало немного не по себе. Фары высвечивали перед машиной сплошную белую стену так, что двигаться стало совершенно невозможно. Противотуманок не было, поэтому фары пришлось вовсе потушить. Так и ехали в кромешной темноте, буквально «по приборам».
Дорога слегка темнела впереди, по ней и ориентировались. Редкие встречные машины мы «приветствовали» полной остановкой и миганием аварийки. С выключенными фарами двигались до утра, а после того, как метель стихла, видели, как дорожные машины откапывали занесенные снегом и съехавшие с трассы легковушки. Не знаю, был ли кто в них еще живой? Из этой поездки я вынес одну простую истину – в метель лучше сидеть дома. А уж если не терпится, обзаведитесь неяркими противотуманными фарами, палаткой и теплой одеждой, чтобы не замерзнуть, если машина вдруг остановится».
«Перед каждой дальней поездкой я ставлю машину на диагностику. Меняю масло, свечи, делаю протяжку, смотрю, нет ли шишек на баллонах, – делится своим опытом предприниматель, водитель «девятки», Алик Абушаев. – Один раз в этом году был вынужден поехать в Белгород безо всякой подготовки. В результате ночью в районе Пензы порвался ремень ГРМ, и мы оказались «в чистом поле». Хорошо, что мимо проезжали местные ребята, которые согласились нас отбуксировать в город. До утра куковали на стоянке, ждали, пока откроется ближайший автомагазин. А ведь ремень давно надо было поменять, но все было некогда».
«Как-то раз, в дальней поездке огорчил бензонасос, – поделился с нами программист Иван Шилов. – Ехал до дома 2 300 километров с остановками через каждые несколько сотен или десятков километров. Бензин просто кончался. Вообще я перед поездкой обязательно меняю масло, топливный фильтр, ремень ГРМ, охлаждающую жидкость. Проверяю подвеску и тормоза. Но всего все равно не учтешь. Не брать же с собой весь гараж?»
Так что делать с машиной перед поездкой далеко за город?
Самое первое – пройти техобслуживание и заменить масло, ремни, свечи, посмотреть уровень тормозной жидкости и антифриза. Обязательно отремонтировать запаску.
Взять с собой:
– набор ключей, отверток, головки, «балонник»;
– приобрести авто-герметик для шин;
– компрессор;
– домкрат;
– аптечку, огнетушитель;
– пару или комплект запасных свечей;
– хорошо иметь второй ремень ГРМ;
– дистиллированную воду (литра четыре);
– масло на долив;
– набор хомутов (всяких разных размеров);
– набор предохранителей;
– трос;
– провода «на прикурить»;
– просто провод сечением около 2,5 квадратов, 4-5 метра;
– фонарь и комплект батарей (желательно всепогодный и приличный);
– нож;
– изоленту;
– ВД-40;
– можно и топорик взять с лопаткой;
– суперклей;
– пару своих колесных болтов;
– канистру заправленную топливом – 20-40 литров;
– часто бывают полезны карты и номера телефонов местных служб, включая ДПС;
– пистолет, если есть («отморозки» на трассе хоть редко, но встречаются);
– хорошо бы комплект теплой одежды и палатку с печкой, на всякий крайний случай.
«Как ни готовься, в дороге может произойти всякое, – делится опытом автомеханик Александр Бочкарев, – как-то раз ехал в Питер на своей «семерке» и вдруг увидел, что пропала зарядка. Без задней мысли доехал до первого населенного пункта, открыл капот и не обнаружил генератора – отвалился по дороге. Представляете мое состояние? Вы будете смеяться, но генератор я обнаружил под машиной – висел на проводах. Местные жители с помощью серпа, молота и какой-то матери прикрутили его обратно. Вообще по опыту эксплуатации знаю, что новые машины ломаются реже. Volkswagen Golf, например, считаю самым надежным. Mercedes, Ford, Nissan, Toyota в поездке ни разу не подводили. А Тouareg, гад, сломался аж два раза! Может, просто не повезло...»
Кроме машины в дорогу нужно собрать и пассажиров. Не стоит превращать авто в большой чемодан. Всякие пакетики и сумочки перемешаются в салоне и багажнике так, что вы будете удивлены: «чьи это вещи и кто их сюда запихнул?» Лучше всего разложить все необходимое в небольшие дорожные сумки. Продукты сверху, тяжелые вещи снизу, все как в рюкзаке. Ну и деньги, конечно. Их лучше попрятать по разным местам, карманам и не держать в одной барсетке в салоне. Проверьте паспорт и его ксерокопию, медицинский страховой полис, все документы на машину, свидетельство о рождении ребенка (если он с вами) и самое главное: не забудьте прихватить собой 2,5 килограмма серого вещества, которое обычно помещено в черепной коробке. В дороге, говорят, очень помогает.