Число случаев, когда казанцам удавалось повлиять на судьбу строящихся объектов, можно пересчитать по пальцам. Судя по количеству горожан, пришедших в среду в управление архитектуры и градостроительства исполкома Казани на публичные слушания, гостиница компании «Мостаф» возле «Парк-Хауса» поперек горла никому не встала. Однако даже замечания единственного активного участника процедуры были с благодарностью... отклонены.
По словам заместителя начальника управления архитектуры Джавдата Ахмадеева, комплекс компании «Мостаф» состоит из трех зданий – административно-торгового центра, гостиницы и отдела соцзащиты, который будет организован здесь по просьбе администрации района.
«Сегодня дефицит гостиничных площадей очень большой, и совсем не обязательно, что строиться они должны только в центре, – говорит Джаудат Ахмадеев. – Эта гостиница на 90 номеров будет относиться к третьему классу. Помимо нее в центральном корпусе расположатся ресторан и фитнесс-клуб».
Поводом для общественных слушаний стало не само строительство, а изменение вида использования земельного участка под гостиницу: изначально на нем предполагалось возведение исключительно административных зданий.
«Публичные слушания – обязательная процедурная – часть такого изменения. Их цель – довести информацию до горожан, выслушать их мнения», – говорит замначальника управления.
Между тем коробка гостиницы уже практически готова, остались отделочные работы. При этом слушания стали всего лишь формальностью.
«Проблема казанских публичных слушаний – пассивность самих горожан. На 60-и процентах слушаний я присутствую в единственном числе: развитие города похоже казанцев мало интересует. Вторая проблема – сначала строят, а потом выносят на публичные слушания. Народ просто ставят перед фактом: сносить здание уже никто не будет. О том, что на месте многих объектов можно разместить дороги, почему-то не задумываются. Такие случаи не единичны. Например, в овраге возле медицинского института должна была пройти дорога, которая обслуживала бы центр, однако сейчас ООО «Спецкаучукстрой» ставит там несколько десятиэтажек. Видимо, как обычно, проект начнут согласовывать с населением, когда они будут на половину построены. Что касается гостиницы, то ее угол мешает устройству нормальной развязки при развороте на Ямашева. Если не решать проблему дорог, через некоторое время, в городе произойдет транспортный коллапс: сейчас две половины Казани каждая примерно по 500 тысяч жителей, разделены Казанкой, и эта гиря держится на четырех мостах через реку», – высказал мнение общественник Риф Зарифуллин.
По мнению Ахмадеева, в случае с гостиницей – угол трогать нельзя , поскольку там проходит красная линия, а развязка, если будет строиться – то в некотором отдалении.
Прецеденты, когда горожанам удалось повлиять на строительные планы, очень редки. «Выйти из спячки» казанцев может заставить, пожалуй, только устройство «под боком» казино или многоуровневой парковки.
Джаудат Габдрахимович за 30 лет своей работы вспомнил всего два случая, когда под давлением общественности строительство прекращалось. «В частности, в 1984 году жители протестовали против постройки дома по улицам Ибрагимова – Восстания на месте, где многие годы находились их дровники, приспособленные под хозяйственные нужды. В результате постановление горисполкома было отменено. Более свежий случай – изменение решения об организации заправки по улице Копылова. Жители воспрепятствовали такому соседству со школой, их подержал и глава района.
Разница, правда, была в том, что этих случаях строительство только планировалось. Смогут ли казанцы в случаях, когда строят не рядовой объект, меняется внешний вид целого района или исторический облик центра, не только высказать свое мнение, но и оказаться услышанными, станет ясно в ближайшее время. Показательным, например, может быть ход обсуждения национальной библиотеки по проекту Ван Эгераата на месте памятника Муллануру Вахитову. Без него решение о строительстве принято быть не может, однако заинтересованность властей в этом проекте очевидна.